Риторические фигуры четвертого типа

Риторические фигуры четвертого типа связаны с отклонени­ями от логической нормы и сознательными ее нарушениями. На­иболее употребительными в рекламе являются гипербола и лито­та, предполагающие резкое изменение свойств, размеров, при­знаков, особенностей предмета в сторону его увеличения или уменьшения Литота позволяет представить предметы и вещи как бы «освоенными» - то есть, приобретенными человеком. Вполне доступным выглядит в рекламе недвижимости жилой дом в огромных руках, защищенных рабочими рукавицами, вилла, окруженная пальмами, или автомобиль на изящной жен­ской ладони.

Гипербола (или преувеличение) позволяет исказить качест­ва предметов с целью создания художественного образа, где наи­более ценные из этих качеств с точки зрения рекламодателя, представляются наиболее ярко и выпукло. Так, на рекламном плакате парфюма фирмы Jean Desprez изображена женщина в профиль с запрокинутой назад головой и закрытыми глазами, как бы «вслушивающаяся» в музыку таинственного запаха ду­хов. Однако шея женщины неестественно вытянута за счет как бы дополнительных металлических сегментов, которые ее про­длевают. При этом ощущение погруженности в состояние сосре­доточенности на запахе усиливается.

Очень часто реклама представляет услуги и товары, гипербо­лизируя их свойства, а поскольку они зачастую неверифицируемы, то даже следующая реклама обуви: «Возможно, после не­скольких лет носки вам придется заменить шнурки» восприни­мается как достаточно убедительная. Тот же прием гиперболиза­ции представлен в рекламном ролике Absolut, где различные персонажи изменяют свои характеристики, усиливая много­кратно свои отдельные качества: так, кошка, рассматриваемая через стекло бутылки с ее содержимым, превращается в пантеру» а милая девушка - в роковую женщину. В рекламе фирмы «Мастер Пакс», работающей под девизом: «Товару - достойную упа­дку»» возможности предприятия показаны как неограничен­нее именно при помощи гиперболы: в изящной и нарядной упа­ковке перед покупателем предстает телевизионная Останкинская башня.

С риторической фигурой гиперболы сходство, хотя и внеш­нее, формальное, имеет прием сопоставления планов или мас­штабов, что позволяет акцентировать внимание потребителей непосредственно на рекламируемом товаре - как это сделано в рекламе английской обуви TJ Collection. На переднем плане пла­ката, занимая около трети его общей площади, выступает бру­тальный ботинок из этой коллекции, на заднем - молодые люди, не боящиеся гулять по глубокому снегу в обуви от TJ. Сопостав­ление планов очень артистично обыграно и в рекламе коньяка Hennesy, где боковая грань бутылки и зеркально симметричная ей линия бедра женщины, показанные крупно, масштабно, как бы образуют раму для изображения мужчины на заднем плане.

Характерным для художественного творчества является и прием аллегории (от греч. - allegoria - иносказание) - изображе­ние отвлеченного понятия или идеи посредством образа. Аллего­рия принципиальным образом отличается от символа, смысл ко­торого неотделим от структуры его образа и практически неис­черпаем содержательно. Смысл же аллегории всегда отделен от образа и обладает единственным значением. Связь же между значением и образом устанавливается по аналогии. Аллегория как прием была излюблена искусством эпохи Средневековья, Возрождения, барокко и классицизма. В традиционном творче­стве аллегоричным был сам тип высказывания, а многие песен­ные жанры (лирический, свадебный) прямо предполагали изло­жение сюжета первоначально в иносказательном варианте, где реальные персонажи добра молодца и красной девицы уступали место образам дикого селезня и белой утицы.

В рекламной же практике аллегория используется достаточно редко ввиду того, что на выявление смысла, заложенного в образе, требуется значительное волевое усилие и достаточное количество времени. Между тем, такие, имеющие внешнее сходство с аллего­рией, риторические фигуры, как эвфемизм и отрицание, рекла­мой оценены по достоинству. Прием отрицания - то есть, характеристика явлений «от обратного» - помогает в рекламной практике поместить товары-конкуренты в оппозиционное смысловое пространство собственному рекламируемому продукту. Так, в частности, сконструирована реклама легковых автомобилей Chrysler fifth avenu: «If it has less legroom, a lesser warranty, and costs a thousand more, it could be a Cadillac». («Если у нее меньше места для ног, маленькая гарантия и стоит на тысячу дороже, то это должен быть Кадиллак»). В этой рекламе собственные досто­инства автомобиля Крайслер определяются как противополож­ные тем, которые характеризуют автомобиль-конкурент Кадил­лак. Из рекламы следует, что Крайслер, соответственно, имеет бо­лее низкую цену, просторный салон и большую гарантию.

Эвфемизм (от греч. Euphemfa - воздержание от неподобаю­щих слов) - замена резкого, грубого, обидного, нарушающего нормы приличия, слова иным, аналогичным по смыслу, но более подобающим этически, социально, эстетически. По-видимому, эвфемизм и аллегория являются наиболее древними риторичес­кими фигурами, появление которых в первобытном обществе было связано с существованием табу - запретов на некоторые на­звания, имена, явления. Обозначать их приходилось с помощью различного рода иносказаний. Такие табу существуют и в совре­менном обществе, где принято слова, прямо обозначающие нега­тивные или этически неприемлемые действия или предметы, за­менять на более мягкие, как бы косвенные их характеристики.

Так, указанной риторической фигурой при описании недо­статков, нивелируемых рекомендуемым товаром или услугой, широко пользуется реклама разнообразных средств коррекции внешности, а также продуктов, поддерживающих ее идеальное состояние (косметики, эпиляторов, средств для роста волос, ус­луг институтов красоты, продуктов питания, спортивных трена­жеров и т.д. и т.п.). В частности, из двух московских магазинов, предлагающих одежду больших размеров, один носит название «Три толстяка», другой - «Большие люди». Второй вариант представляется более привлекательным - причем, не только благода­ря эвфемизму, но и вследствие возникаемой аллюзии, где прила­гательное «большие» может означать и означает не столько физи­ческие параметры, сколько социальный статус и престиж. Ана­логичным образом представляет свою продукцию ОАО «Царицинский молочный комбинат», адресующее молоко с понижен­ие содержанием жиров и калорий не страдающим различными дугами людям, а «предпочитающим здоровое питание». В то же время достаточно эффективным становится и пря­мое, непосредственное обозначение тех предметов и явлений, которые, нe принято выражать с помощью аллегорий. Так, многие компании, формируя интерес к своей продукции, стремятся представить некоторые особенности (не всегда недостатки!) внешности как безобразные, требующие коррекции. При этом то, что принято называть «полнотой» именуется «обвисшими отцами» или «дряблой кожей, похожей на апельсиновую корку». В рекламе же, к примеру, эпиляторов наше чувство пре­красного стимулируется откровенным эпатажным вопросом: «Вам не надоела излишняя растительность на лице?».

Риторические фигуры используются практически во всех видах искусства, являясь непременным атрибутом творчества в целом и составляя саму суть творческого мышления, и всякий текст обретает художественность только тогда, когда с помощью тропов он обретает «стилистическую маркированность». При­чем, последнее замечание касается даже архитектуры, в которой купол, к примеру, может выступать в качестве синонимии шат­ра, а круг в основании здания цирка является метафорой, обла­дающей тремя смысловыми пластами, где круг, во-первых, ста­новится местом циркового представления, во-вторых, является образом юрты и, в-третьих, подчеркивает кочевой образ жизни, присущий цирковым артистам. «Нулевой же уровень» текста в архитектуре - это чисто функциональная конструкция, предназ­наченная для удовлетворения утилитарных потребностей, но не имеющая художественной ценности. (Б.Балыкбаев. Риторические фигуры в архитектуре//Академические тетради Независимая академия эстетики и свободных искусств. 1995, №1, с.89-90.) Ю.Лотман отмечал нали­чие риторических фигур - тропов - и в науке, а именно, в построениях пространственных физических моделей элементарных частиц, и утверждал, что в науке незакономерное сближение часто выступает в качестве толчка так же, как и в искусстве. (Лотман Ю.М. Риторика. - Труды по знаковым системам. 12. Тарту,1981.С.10..) Од­нако принципиальное различение тропов в науке и искусстве возможно: так, в креативном научном мышлении стилистические фигуры выступают как дополнительное, необязательно средство, в то время как для образного мышления, присущего искусству, они становятся самой сутью, передавая художественный смысл и осуществляя специфически эстетическое воздействие.

Итак, риторические фигуры как свойство литературного текста, функционирующие в качестве устоявшихся, историчен ки сложившихся структур, проявляют себя лишь на уровне фразы. Межфразовая же связь, композиционные и содержательные особенности текста, жанровая специфика, художественные нормы и каноны - все это определяется принципами поэтического мышления. И если риторика способствует созданию эстетически выразительной речи, то поэтика решает более общие задачи по-строения художественной реальности - особого пространства и времени, определенных закономерностей взаимодействия вещей и явлений, особого детерминизма событий. Подобными средст­вами создания этой реальности, этого особого пространства яв­ляется, в частности, жанр как тип художественного произведе­ния в совокупности особенностей его формы и содержания и общность образной системы произведений, обусловленная един­ством картины мира и идейного содержания - то есть, стиль.

Отметим в заключении, что проявление и особенности функ­ционирования риторических фигур в разных видах искусства обладает значительной спецификой, что и позволяет рассматри­вать не только в совокупности, но и в качестве самостоятельных, риторику текста, видеориторику (статичную и динамичную), ри­торику рекламных ритуалов (шоу, презентаций). Причем, если понимать риторику в расширительном смысле как совокупность любых приемов, помогающих манипулировать массовым созна­нием, то, к примеру, видеориторика может быть дополнена та­кими видеосуггестиками, как контрастность, яркость, инверсия, эллипсис фона, блеск объекта и т.п. (Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. Спб., 1995. С. 191.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: