Тема 16. Социология эстетического (4 часа)

Занятие 1.

1. Социальная философия как источник и причина антропологизации современного философско-эстетического дискурса. Социальное содержание основных категорий эстетики.

2. Природа красоты – основной вопрос классической эстетики. Прекрасное как идеальное. Антропоморфный принцип бытия прекрасного в природе. Прекрасное в человеке и обществе. Прекрасное как общественный идеал, как выразительная полнота исторического бытия человека. «Умные места» человеческой истории.

3. Комическое как выражение драматизма человеческой жизни в обществе. Комическое и смешное. Явление а-комедии. Комическое в основе мироздания.

4. Трагическое как продукт столкновения идеалов с реальностью. Трагедия и смерть. Явление а-трагедии. Катарсическая природа трагического переживания. Метафизический смысл трагедии.

Занятие 2.

1. Искусство и цивилизация. Проблема несовпадения целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства.

2. Пространственные и временные границы искусства. Исторические истоки искусства и возможность его «смерти».

3. Проблема социальных функций искусства.

4. Проблема прогресса в эстетике и искусстве. Искусство и общественное развитие.

5. Художественно-эстетический аспект глобализации.

Литература по теме 16.

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 1996.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур. / Вопросы философии. – №6. – 1989.

3. Волкова Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1988.

4. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. – М., 1986.

5. Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература. – №1. – 1992.

6. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. – М., 1987.

7. Лифшиц М.А. Народность искусства и борьба классов. // Собр. соч. в 3 т. Т. 2. – М., 1986.

8. Лифшиц Мих. Об идеальном и реальном / Вопросы философии. – – №10. – 1983.

9. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

10. Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. – М: 1986-1987.

11. Маньковская Н.Б. Глобализация a la russe: художественно-эстетический ракурс. В кн.: Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. – Вып. 3. – М., 2008.

12. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Стихотворения. Философская проза. – СПб., 1993.

Тема 17. Проблема художественного творчества (2 часа).

1. Эмпирическая личность и творческое «Я» художника. Роль личности художника в творческом процессе. Необходимые составляющие художественного творчества. Талант и гений. Проблема одиночества гения. Гений и безумие.

2. Проблема авторства в культурно-историческом контексте. Художник и общество.

3. Мотивация художественного творчества – самая таинственная проблема эстетики. Психология художественного творчества.

4. Этапы творческого процесса. Проблема Non finito в истории науки и искусства. Классика как совершенное незавершенное или самое незавершенное совершенство.

Литература по теме 17.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

2. Кривцун О.А. Художник XX века: поиски смысла творчества / Человек. – №2. – 2002.

3. Лифшиц Мих. В мире эстетики. – М., 1985.

4. Маритен Ж. Ответственность художника. // Самосознание европейской культуры XX века. – М., 1991.

5. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. Часть II. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.

6. Пушкин А.С. Египетские ночи. // Полн. собр. соч. в 10-ти тт. Т.6. – М., Наука, 1964.

7. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. Полн. собр. соч. в 10 т. Т.5. – М., 1964.

8. Пушкин А.С. Поэт (Пока не требует поэта…). // Полн. собр. соч. в 10 т. Т.3. – М., 1963.

9. Синцов Е. В. Художественное философствование в русской литературе 19 века: учебно-метод. пособие по творчеству Пушкина, Гоголя, Чехова. – Казань: Мирас, 1998.

10. Соловьев Вл. Судьба Пушкина. // В. Соловьев. Литературная критика. – М., 1990.

11. Фрейд З. Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве. // К. Юнг, Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. – М., 1996.

Тема 18. Природа художественного восприятия (4 часа).

Занятие 1.

1. Восприятие произведения искусства – необходимый момент его человеческого, общественного бытия. Восприятие как творчество.

2. Психология художественно восприятия. Феномен катарсиса.

3. Механизмы «движения» публики навстречу художнику. Художественные приемы активизации читателя, зрителя, слушателя.

Занятие 2.

1. Постановка проблемы субъекта художественного восприятия. Романтики и Кант о субъекте восприятия как главной фигуре творческого процесса.

2. Проблема художественной критики. Герменевтическая философская традиция о пределах интерпретации художественного произведения.

3. Читатель – главный герой культуры постмодерна. Понятие метафизического читателя. «Смерть автора», «смерть критика» и «рождение читателя».

Литература по теме 18.

1. Борхес Х.Л. Девять эссе о Данте. / Вопросы философии. – №1. – 1994.

2. Выготский Л.С. Анализ эстетической реакции. – М., 2001.

3. Гадамер Г.-Х. Актуальность прекрасного. М., 1993.

4. Гадамер Г.-Х. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

5. Зонтаг С. Против интерпретации. / Иностранная литература, №1, 1992.

6. Искусство и социальная психология. – М., 1996.

7. Катарсис: метаморфозы трагического сознания. – СПб., 2007.

8. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М., 1998. Гл. 29.

9. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

10. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. – Л., 1983.

11. Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. – М., 1983.

12. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительское восприятие. – М., 1994.

13. Рикер П. Конфликт интерпретаций. – М., 1995.

14. Феноменология искусства. – М., 1995.

15. Художественное восприятие. – Л., 1971.

16. Цофнас А.Ю. Писатель и читатель: эволюция любви / Философские науки. – №2. – 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: