Тема 3. Развитие эстетической мысли до эпохи Возрождения

Появление ранних форм искусства. Способность древнего человека осваивать мир практически и эстетически. Миф – одна из первых форм постижения мира и красоты. Аполлон и Дионис – два бога в эстетике.

Античная эстетика. Первая эстетическая теория гармонии у пифагорейцев. Вселенная – гармонично настроенный космос. Мировая гармония, это прообраз музыкальной гармонии в философии Гераклита. Платон о конкретно-чувственном характере гармонии. Аристотель о гармонии телесной и духовной. Понятия мимесис и катарсис. Утилитарно-практическая функция искусства в Древней Греции. Творческое начало мирового огня в мировоззрении стоиков. Эпикурейцы о ничтожном значении искусства. Понимание красоты у скептиков.

Красота, порядок, мера в рассуждениях Цицерона. Критерий возвышенного Дионисия Лонгина. Реконструкция древних мифов неоплатониками. «Внутренний эйдос» Плотина.

Средневековая эстетика. «Форма всякой красоты – единство». Мировая гармония в трудах Августина Блаженного. Образы рыцаря и мученика в средневековом мире. Карнавальный смех как противоядие несовершенству мира. Три этапа средневекового искусства: дороманский, романский, готический.

Бог – источник прекрасного. Тождество прекрасного и познания, благого и вожделенного в «Сумме теологии» Фомы Аквинского.

Тема 4. Особенности эстетики Возрождения и Нового времени.

Эстетика Возрождения. Особенности Возрождения. Эстетика Петрарки. Творческая сила личности в эпоху Возрождения. Ренессансный гуманизм. Абсолютизация человеческой личности, ее идеализация. Математическое исчисление пропорции, симметрии, перспективы в работах Альберти, Леонардо да Винчи, А Дюрера. Понимание прекрасного, возвышенного, героического. Искусство как подражание природе. Осознание ограниченности человеческого индивидуализма в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело. Маньеризм как антиренессансное направление. Сатира и юмор в картинах П. Брейгеля.

Стили и направления эстетики Нового времени.

Особенности Нового времени. Принципы классицизма. Взаимовлияние классицизма с барокко, рококо, сентиментализмом. Барокко как кризис ренессансного гуманизма. Влияние рационалистической философии Р.Декарта на формирование эстетической концепции классицизма. Эстетика Просвещения. Философема естественного человека в эстетике рококо.

Эстетика романтизма конца XVIII - начала XIX в. Поиск красоты во всем. Вкус к сказке и поверью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: