Задание для самостоятельной работы студентов: коллоквиум.
1. Специфика эмоционального восприятия реальных и художественных событий. Теория вчувствования Т. Липпса. Осознаваемые и неосознаваемые элементы художественной установки. Механизмы апперцепции, эмпатии, перцепции и проблема постижения художественного произведения. Отстранение и трансформация личного «Я» в процессе художественного восприятия.
2. Основные способы анализа и интерпретации произведения искусства: исторический, культурологический, искусствоведческий, художественный, философский, семиотический, психоаналитический и др.
3. Социокультурный и исторический детерминизм художественного восприятия: трансформация смыслов текста и подтекста.
4. Взаимодействие художественной практики и представлений об искусстве.
5. Типология массового художественного восприятия. Социально-психологические стимулы и препятствия художественного контакта (общения).
Литература
Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
|
|
Борев Ю. Эстетика: в 2-х тт. М., 2008.Т.1.
Бычков В.В. Эстетика: учеб. пособие. М., 2010.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1997.
Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.
Никитина И.П. Эстетика: учебник для вузов / И. П. Никитина. М., 2012.
Ортега-и-Гассет Х. Эссе на эстетические темы в форме предисловия // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Йенсена // Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.
6.2.Темы и вопросы коллоквиума, словарных и творческих работ
1) Словарная работа №1. Раскрытие темы Эстетические категории с использованием словарей, энциклопедий и других источников историко-художественной и эстетической информации (включая INTERNET), изложить содержание следующих понятий: «эстетическое», «отношение», «ценность», «чувство», «идеал», «вкус».
2)Творческая работа №1: Сущность эстетического и структура эстетического сознания. Найти примеры проявления эстетического отношения в природе, обществе, человеке, искусстве в соответствии с основными модификациями: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное и др.; быть готовым привести примеры (ситуации), проанализировать и прокомментировать их устно.
3) Словарная работа №2. С использованием словарей, энциклопедий и других источников историко-художественной и эстетической информации (включая INTERNET), изложить содержание следующих понятий: «мимесис», «калокагатия», «творчество». Раскрыть смысл и значение понятий: функции и морфология искусств. Конкретизировать динамику взаимоотношений основных видов искусства в системах отношений: «искусство-человек», «искусство-общество», «искусство-природа», «искусство-культура», «искусство-искусство».
|
|
4)Творческая работа №2: Художественный образ
Внимательно прочитайте рекомендованную литературу по теме. Затем ознакомьтесь с вопросами самостоятельной работы. В ходе повторного прочтения письменно ответьте на вопросы. Найдите отличие ключевых понятий: «образ-представление-замещение реального объекта» и «художественный образ». Объясните смысл стадий бытования художественного образа: «образ-замысел», «образ-воплощение», «образ-восприятие». Определите доминанты «формы» и «содержания» этих стадий. Соотнесите понимание художественного и проектного образов.
5)Коллоквиум: Художественное восприятие
Ознакомьтесь с методикой анализа художественного произведения. Назовите основные формы художественного восприятия. Раскройте понятия:
«художественная коммуникация», «аудитория», «текст-подтекст-контекст»,
«время автора», «время произведения», «время восприятия».
Представить творческую интерпретацию смысла и содержания выбранного художественного произведения. Делайте записи ответов в тетради, используйте иллюстративный материал и необходимые фрагменты текста. Будьте готовы к устному обмену мнениями на семинарском занятии.
6)Факультативная работа №1: Художественное творчество.
Проявление эстетического в проектном (архитектоническом) творчестве: декоративно-прикладном искусстве и дизайне.
6.3.Темы рефератови эссе для подготовки к практическим занятиям
1) Традиционная эстетика и новации японского кино.
2) Художественный мир и мир реальный в киноискусстве.
3) Эстетическое и художественное в системе человеческой деятельности.
4) Эстетика – философия эстетического воспитания.
5) Философия искусства: содержание предмета.
6) Природа художественного таланта: врожденное – приобретенное.
7) Природа художественного творчества.
8) Искусствометрия: о гармонии и мере в искусстве и жизни.
9) Эстетический вкус: врожденное или приобретенное.
10) Текст и подтекст художественного произведения.
11) Психология восприятия искусства.
12) Анализ произведения искусства.
13) Творчество восприятия.
14) Художник и зритель (проблема диалога).
15) Эстетика повседневности.
16) Грамматика эстетического воспитания зрителя.
17) Гармоническая личность: эстетический компонент.
18) Влияние эстетического развития личности на ее творческий потенциал.
19) Ритм и гармония (в жизни и в искусстве).
20) Художественный и проектный образы в кинематографе.
21) Народно-смеховая культура: от карнавала до эстрады.
22) «Городской фольклор»: к проблеме национальной ментальности.
23) Национальное сознание и художественное творчество: диалектика связей.
24) Национальные особенности комического.
25) Жанровые проявления комического в киноискусстве.
26) Музыкально-звуковая арт-терапия.
27) Эстетика русского символизма.
28) Социальные и эстетические проблемы национального кино.
29) Искусство эпохи постмодерна.
30) Феномен красоты: инверсии восприятия современной эпохи.
31) Художественная литература как источник самопознания личности.
32) Смеховые механизмы культуры.
33) Художественный стиль в истории культуры.
34) Тоталитарное искусство.
35) Эстетика сюрреализма.
36) Мироотношение и художественные принципы русского авангарда.
37) Классическое в неклассическом: судьбы культуры, искусства и кинематографа.
38) Компьютерная музыка: границы и горизонты.