Этика католицизма

Развитие этики католицизма от Аврелия Августина до Фомы Аквинского можно было бы назвать путем от этики сердца к этике разума. То, что у Августина было продолжением пламенных посланий Павла, у Фомы отлилось в четкие, продуманные положения «Свода богословия», центральное место в котором заняла этика. Фома Аквинский соединил этику Августина с рационализмом Абеляра, учением о свободе воли Бернара Клервосского и даже аристотелизмом Сигера Брабантского. К XV в. томизм стал официальной доктриной католицизма.

В период расцвета схоластики (XIII–XIV вв.) господство католицизма подтачивается упадком официальной морали. Пороки духовенства становятся притчей во языцах, порождая возмущение и насмешки мирян.

С резкими обличениями пороков высшего духовенства выступила Екатерина Сиенская (1347–1378/80). Подобно Франциску Ассизскому (1181/1182-1226) проникнутая беспредельной любовью к Христу, она проповедовала «молитву сердца» в противоположность внешней и словесной молитве. Она помогала нуждающимся, заботилась о больных во время чумы.

Духовному укреплению католицизма способствовала деятельность Игнатия Лойолы и созданного им Ордена иезуитов. Лойола (1490–1550) отличался энергией и целеустремленностью, поставив их на службу папскому престолу. Задачей Ордена он считал укрепление веры и объединение всего мира под владычеством папы. Поэтому кроме трех обязательных обетов – нестяжание, целомудрие (целибат) и служение – иезуиты принимали четвертый – безусловное послушание папе. В основе этики иезуитов – полное подавление собственной воли. На путь духовной аскезы на основе любви к Христу человека ставят духовные упражнения. Под ними понимаются всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы. Следуя идее служения, «необходимо выбирать то, что больше помогает в достижении цели, для которой мы сотворены». Цель эта – «быть орудием в руках Спасителя и его Церкви». Одним из важнейших средств укрепления общественной нравственности иезуиты считали развитие образования, и за короткий срок по всей Европе создаются иезуитские колледжи.

Значительную роль во «второй схоластике» (XV–XVI вв.) сыграли доминиканец Франсиско де Виториа (1492–1546), иезуиты Роберто Беллармино (1542–1621) и Франсиско Суарес (1548–1617), развивавшие идеи Фомы Аквинского. Полемизируя с Лютером, Суарес говорил, что Бог не предопределяет, а предвидит свободный выбор человека. Благодать Бога помогает осуществить выбор, однако окончательное решение остается за человеком. Отсюда – в зависимости от выбора – либо добродетельность, либо греховность человека.

В католической этике отразилась не только борьба с реформацией, но и ряд идей гуманизма. Фома Аквинский по-своему провидел «Трактат о вечном мире» Канта, считая основанием мира христианскую заповедь любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: