Особенности транспортировки и характеристики основных видов транспорта

Особая роль в процессе распространения концепции логистики в деятельности торговых организаций принадлежит транспорту.

Быстрые изменения предпочтений покупателей, их запросов относительно качества доставки продукции ведут к необходимости уменьшения сроков и объемов поставок. На первое место вышли новые конкурентные преимущества – гибкость, ограниченные сроки выполнения заказа, надежные и качественные поставки, возможность выбора. Решить проблему клиентов можно только с помощью гибкой транспортной системы.

Для большинства торговых компаний транспортировка грузов – наиболее дорогая составляющая затрат (может поглощать до 2/3 издержек). Именно по этой причине предприятия постоянно заняты поисками вариантов оптимизации транспортных потоков.

Транспортная система включает: средства транспорта; транспортируемые грузы; процесс транспортировки. Все эти составляющие будут рассмотрены более подробно.

Базовые виды транспорта предоставляют пользователю широкий спектр услуг, в частности, использование от одного до пяти видов транспорта, а также наем агентов для охраны и сопровождения грузов.

Рассмотрим особенности основных видов транспорта.

Железнодорожный транспорт применяют в основном для дальних перевозок с учетом относительно медленного перемещения сырья и малоценных продуктов производства. Как правило, этот вид транспорта использует при перевозках такой меры емкости, как вагон или полувагон. Поэтому размеры груза подбирают эквивалентными или несколько превышающими средние возможности вагона, для которого установлены главные тарифы.

Автомобильный транспорт в противоположность железнодорожному используется для недальних перевозок полуфабрикатов и готовых изделий. Объемы перевозок существенно ниже, чем по железной дороге. Преимущества данного вида транспорта – предоставление услуг «дверь в дверь» (при этом не требуются дорогие погрузочные средства в местах отправления и назначения грузов, а также сокращается время их поставки), возможность и доступность обслуживания.

Обычно компании, владеющие грузовым автотранспортом, работают по контракту с грузоотправителями. Вместе с тем следует учитывать, что при использовании транспортных средств уменьшается количество видов переработки грузов по сравнению с железной дорогой, так как безопасность шоссейных перевозок предъявляет специальные требования к размерам, массе и видам грузов.

Воздушный транспорт, предназначенный для оказания регулярных услуг, очень дорог. Однако он обеспечивает высокую скорость поставок на большие расстояния. Несмотря на влияние технического состояния самолетов, погодных условий, сравнение разброса сроков со временем поставки приводит к выводу, что большинство авиакомпаний мира справедливо могут рассматривать свои услуги как наименее подверженные колебаниям сроков. Возможности воздушного транспорта зависят от грузового пространства самолетов и состояния взлетно – посадочных полос аэродромов (в России большегрузные модели самолетов по этой причине используются не везде). Воздушный транспорт имеет преимущества с точки зрения потерь и убытков при транспортировке. Считается, что отношение затрат на удовлетворение претензий к доходу компании составляет около 60 % для автомобильного и железнодорожного транспорта (данные по США).

Водный транспорт используется, если позволяют возможности внутренней водной системы страны и климатические условия.

Следует отметить, что потери и убытки при транспортировке грузов по воде низки из-за преобладания малоценных сыпучих продуктов, а задержки в поставках компенсируются большими запасами потребителей.

Главной чертой современного подхода по оказанию согласованных услуг в ходе доставки грузов является использование нескольких видов транспорта. Так осуществляется обслуживание, недоступное с помощью отдельных видов транспорта. Согласованные услуги обычно обеспечивают эксплуатационные характеристики и уровень затрат, соответствующие промежуточным значениям показателей комбинируемых видов транспорта.

Возможны сочетания следующих видов транспорта: железнодорожный – автомобильный; железнодорожный – водный; железнодорожный – воздушный; автомобильный – водный; автомобильный – трубопроводный; водный – трубопроводный; воздушный – трубопроводный. Однако не все эти комбинации практически используются. Наиболее распространено сочетание железнодорожного и автомобильного транспорта.

При сочетании автомобильных и железнодорожных перевозок единственно возможной формой представления грузов являются контейнеры. Стандартные контейнеры стали элементом транспортного оборудования для любых видов перевозки (кроме трубопроводного транспорта). Контейнерные перевозки позволят избежать трудоемкой и высокозатратной обработки мелких грузов в местах перегрузки на другой вид транспорта, поэтому с их помощью стали возможны поставки «из двери в дверь» при комбинации автомобильного транспорта с водным. В настоящее время такое сочетание активно развивается, особенно в области международной торговли. Весьма перспективно применение контейнеров для перевозок грузов по воздуху.

Если раньше контейнеризация была проблемой лишь экономики транспорта, то сейчас она рассматривается с точки зрения логистики, а именно: различные виды транспорта должны интегрировать контейнер в межвидовые перевозки. Кроме того, каждый вид транспорта должен обладать новой техникой и необходимыми параметрами транспортных средств, которые позволяли бы ему экономично перевозить контейнеры, в соответствии со стандартами качества.

Особо актуальным является использование контейнеров в процессах физического распределения для макрологистических систем (региональных, республиканских и межнациональных), требующих применения нескольких видов транспорта или включающих в свою сферу деятельности транспортные узлы. На уровне микрологистических интегрированных систем будущее в физическом распределении тоже принадлежит контейнеризации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: