Торговых фирм

Управление запасами для торговых организаций является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке, основным фактором повышения конкурентоспособности.

Товарный запас – это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи.

Товарные запасы, находящиеся в розничной торговой сети и на складах оптовых баз, необходимы для обеспечения ритмичной работы торговых предприятий, преобладания широкого ассортимента и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей.

Товарные запасы выполняют определенные функции:

– обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;

– удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

– характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.

Товарные запасы торговых предприятий – основной источник пополнения собственных средств в виде прибыли от реализации и представляют собой основную проблему ежедневного контроля.

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:

– непрерывностью процессов обращения;

– сезонностью производства и потребления;

– неравномерностью размещения производства и районов потребления; непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

– необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

– необходимостью образования страховых резервов.

Товарные запасы классифицируют по различным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения имеются товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, что связано с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортировки в отдельные районы страны.

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или стоимостных единицах.

Абсолютная величина товарных запасов не постоянна. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании количества товарных запасов их соизмеряют с товарооборотом. Этот показатель – относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятии торговли на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов. Товарные запасы при этом выражаются в днях. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определенную дату) на среднедневной товарооборот соответствующего периода.

Размеры товарных запасов зависят от скорости обращения товаров. При ускорении оборачиваемости товаров происходит снижение доли товарных запасов, и наоборот, замедление оборачиваемости товаров не способствует уменьшению объема запасов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.

Если товарные запасы в днях показывают, на сколько дней торговое предприятие обеспечено товарами на определенную дату, то оборачиваемость товаров отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период (квартал, год). Для предприятия оборачиваемость товаров в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента оплаты счета поставщиков до момента их продажи.

Для расчета оборачиваемости товаров в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный оборот по продаже товаров за этот же период.

Оборачиваемость товаров можно ускорим, только за счет совершенствования всей торгово – коммерческой и экономической работы предприятия.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность торгового предприятия, влияет на темпы роста, способствуя повышению рентабельности торговой деятельности предприятия.

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из них ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов.

К основным факторам, влияющим на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся:

Соотношение между спросом и предложением товаров. Изучение спроса населения – одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов. Если спрос превышает предложение товаров, то ускоряется их оборачиваемость, тогда товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров происходит насыщение рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.

Большой товарооборот. Для торгового предприятия с большим объемом товарооборота при прочих равных условиях характерна ускоренная товарооборачиваемость. Это объясняется тем, что в таких торговых точках имеется возможность чаще завозить товар, причем нередко минуя посредников.

Сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента. Например, модельная обувь должна различаться по высоте каблука, размерам, цветовой гамме и т.д.

Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Время завоза товаров в высокогорные и отдаленные районы ограничивается природными условиями и трудностями транспортировки. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще производится завоз товаров, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

Потребительские свойства товаров. Потребительские свойства товаров либо ограничивают, либо удлиняют время оборота.

Установленная торговой точкой фиксированная ритмичность поступления товаров (в течение квартала и месяца), порядок завоза товаров. На оборачиваемость товаров влияет и множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально – технической базы, особенности фасовки товаров и т.д. Большое значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация труда и т.п.

Зная все эти факторы, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия, улучшить снабжение населения товарами потребления, снизить затраты на содержание и образование товарных запасов.

При осуществлении анализа оборачиваемости товарных запасов выявляются факторы, влияющие на изменение товарных запасов, осуществляется их расчет, определяется соответствие их нормативам; устанавливается динамика и производится оценка изменений, произошедших в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров. По результатам экономического анализа разрабатываются конкретные мероприятия для нормализации объемов товарных запасов и ускорению оборачиваемости, способствующие удовлетворению запросов потребителей на разнообразные товары и повышающие эффективность торговой деятельности.

Анализ товарных запасов на предприятиях розничной торговли за определенный период включает:

– сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;

– сравнение объема и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчет темпов изменения товарных запасов;

– расчет среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;

– сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;

– установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объема и структуры товарооборота, поступления товаров и т.д.).

В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы, какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов; обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический ассортимент товарных запасов покупательскому спросу населения и др.

Результаты анализа используются также для обоснованного планирования и нормирования запасов по группам товаров.

Целью планирования и нормирования товарных запасов является установление среднего запаса в днях, который при наименьших затратах обеспечивал бы бесперебойную продажу товаров широкого ассортимента.

Торговые предприятия разрабатывают нормативы товарных запасов для обоснования заказа на закупки товаров на предстоящий период.

В зависимости от наличия экономической информации и других условий применяют различные методы нормирования товарных запасов: опытно – статистический, технико – экономический, нормативный, экономико – математический.

Опытно – статистический метод основан на изучении сложившейся оборачиваемости отдельных групп товаром за прошлые годы, на учете влияния различных факторов на скорость обращения.

Для определения норматива на предстоящий период строятся динамические ряды фактических товарных запасом текущего хранения и анализируется годовая товарооборачиваемость за три – пять прошедших лет. Выявленные при анализе тенденции развития запасов экстраполируются с учетом объективных и субъективных факторов.

В результате анализа влияния этих факторов исчисляется расчетный норматив в днях оборота.

Установив норматив запасов по отдельным товарным группам, определяют сумму норматива запасов по группе продовольственных товаров. Затем эту сумму делят на среднедневной кредитуемый оборот по всем продовольственным товарам и в результате получают взвешенный норматив в днях для всей группы продовольственных товаров.

Как отмечается в некоторых исследованиях, опытно – статистический метод расчета товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчет переносятся в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объем товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.

Суть технико – экономического метода состоит в том, что расчет норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приемки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный.

Составной частью общего норматива товарных запасов является время пребывания товаров в форме торгового запаса.

Определение норматива товарного запаса методом технико – экономических расчетов осуществляется по составным элементам в зависимости от их назначения в процессе реализации.

Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, состоящий из двух частей:

– запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале для показа имеющихся в продаже товаров и непосредственного отпуска их покупателям;

– запас, предназначенный для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления.

Для определения первой части торгового запаса по каждой группе товаров устанавливают количество ассортиментных разновидностей, которыми должно торговать предприятие, и среднюю цену единицы товара; затем к произведению этих двух величин прибавляют сумму среднедневного оборота. Для выражения этой части запаса в днях следует исчисленную сумму разделить на среднедневной оборот по данной группе товаров.

Вторую часть торгового запаса устанавливают по каждой группе товаров исходя из частоты завоза, которая характеризует периодичность поступления товара. Частота завоза определяется по договорам с поставщиками.

Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.п.).

Гарантийный запас устанавливается по каждой группе товаров по отношению к торговому запасу в следующих размерах: по товарам повседневного спроса – в размере до 100 % торгового запаса; по другим товарным группам (в зависимости от конкретных условий) – в размере до 50 % торгового запаса.

Представительный ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все многообразие ассортимента товаров данной товарной группы. Запас в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счет запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое каждой партией поставки. Чем выше частота завоза (т.е. меньше интервал между поставками) и комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения.

По товарным группам сложного ассортимента учитывают также комплектность поступления (среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии), так как весь ассортимент таких товаров не обновляется в каждом очередном поступлении.

Среднее количество разновидностей товара, поступающих в одной партии, устанавливают на основе анализа фактических поступлений за ряд прошлых лет.

Отношение количества разновидностей товаров, поступающих в одной партии, ко всему количеству разновидностей, которое постоянно должно быть в продаже, характеризует комплектность поставок.

По частоте завоза с учетом комплектности поставок определяют время, необходимое для обновления ассортимента.

В процессе завоза запасы отдельных товаров будут колебаться от максимума (в момент завоза) до минимума (накануне завоза). Поэтому норма второй части торгового запаса принимается в размере половины частоты завоза товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: