Формы розничной торговли, возникшие в советский период

1.Гастрономы – торгующие «через прилавок» (не самообслуживание) магазины площадью менее 500 кв. м, составлявшие главную форму розничной торговли в советские времена. В российских магазинах с такой формой торговли покупатели сначала выбирают продукты у прилавка, затем оплачивают товар в отдельно расположенной кассе, получают чек и в обмен на этот чек получают выбранный товар у прилавка. Та же самая система действует в описанных ниже универсамах. Система торговли через прилавок, требующая на 30–40 % больше обслуживающего персонала, чем система самообслуживания, и отрицательным образом сказывающаяся на объеме реализуемой продукции, поскольку лишает покупателя доступа к товару, является самой главной причиной низкой производительности трудa в этой форме торговли. Магазины, отнесенные нами к категории гастрономов, можно разделить еще на две группы: специализированные магазины, торгующие такими продуктами, как, например, молоко, хлеб или рыба, и универсальные магазины, продающие разнообразный ассортимент продовольственных товаров (часто носящие название «Продукты»).

2.Универсамы – торгующие через прилавок магазины площадью более 500 кв. м, которые строились в густонаселенных районах крупных городов. Универсамы играли роль универсальных продуктовых магазинов, где в одном месте можно купить все необходимые продукты (большое число товарных позиций).

3.Сельскохозяйственные рынки – рынки с рядами прилавков, с которых продавались свежие сельскохозяйственные продукты. Поскольку цены на сельскохозяйственных рынках подчас были в три раза выше цен в гастрономах, эта форма была недоступна для большинства населения советских времен. Однако после того как на смену искусственному ценообразованию, характерному для плановой экономики, пришло рыночное ценообразование, уровни цен на сельскохозяйственных рынках и в гастрономах выровнялись.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: