3.Павильоны и киоски – небольшие легкие торговые точки, расположенные в местах интенсивного движения – у станций метро и на оживленных улицах. В киосках (общая площадь до 10 кв. м) торговля ведется через окошко. Павильоны несколько больше (20–100 кв. м) и открыты для входа покупателей. В этой категории не учитываются павильоны и киоски, расположенные на рынках.
4.Рынки состоят из большого количества различных торговых точек п виде контейнеров, прилавков, тентов и киосков. На них главным i hi разом продается одежда и обувь. Количество торговых точек на рынке варьируется от 50 до 2500.
5.Современные торговые сети – объединенные в единую сеть специализированные магазины в виде отдельных строений, магазинов на территории крупных торговых центров или арендуемых отделов универмагов.
Далее мы рассмотрим конкурентные преимущества различных форм розничной торговли потребительскими товарами. Основные недостатки и преимущества различных форм розничной торговли потребительскими товарами приведены в табл. 2.7.
Из табл. 2.7 видно, что новые формы розничной торговли, появившиеся после 1992 г., имеют значительные конкурентные преимущества перед старыми формами торговли.
Классификация консалтинговой компании McKinsey представляет собой картину торговых предприятий переходного периода, который заканчивается в экономике Российской Федерации в настоящее время. 15 этой пестрой классификации нашли свое место и формы торговли советского периода, и современные торговые форматы. В табл. 2.8 мы попытаемся составить обобщенную классификацию форматов розничной торговли, которая будет актуальной в течение ближайших лет.
Если оставить в стороне специфику гипермаркета (представление непродовольственной группы, т. е. бытовой техники, одежды, игрушек, школьно–письменных принадлежностей), то можно сказать, что ширина ассортимента у перечисленных в табл. 2.8 форматов распространяется на все продовольственные категории и так называемые «сопутствующие товары». Поэтому в табл. 2.8 строка «Представленные товарные категории» отсутствует. Отличия заключаются только в глубине представления каждой из категорий. Если гипермаркет предлагает в одной категории до 1500 позиций, то дискаунтер – в лучшем случае около 80.
Поскольку мы говорим о самообслуживании, отметим, что у перни \ двух форматов определенное место занимают площади, отведении с под сервис с продавцом, т. е. покупатель прямого доступа к товару Не имеет (такие как отдел кулинарии и т. п.). Однако для организованной подобным образом торговли это не принципиально, поскольку из–№ прилавка покупатель получает упакованный и промаркированный юкар, который затем вместе с другими оплачивает в кассе на выходе.
Таблица 2.7.
Конкурентные преимущества различных форм розничной
торговли потребительскими товарами
Тип магазина | Цены | Качество товаров | Местопо– ложение | Обслужи– вание | Ассорти– мент |
Универмаг | Высокие | Среднее | Среднее | Среднее | Средний |
Специализи– рованные магазины | Высокие | Среднее | Среднее | Среднее | Хороший |
Павильоны и киоски | Высокие | Среднее | ХОРОШЕЕ | Плохое | Плохой |
Рынки | НИЗКИЕ | Плохое | Среднее | Плохое | Хороший |
Современные магазины | Средние | ХОРОШЕЕ | Среднее | ХОРОШЕЕ | ХОРОШЕЕ |
Таблица 2.8.
Форматы розничной торговли продовольствие
Параметры | Гипермаркет | Супермаркет | Дискаунтер | «Магазин у дома» |
Площадь торгового зала, кв. м | 4000–10 000 | 500–2000 | 450–800 | 200^100 |
Площадь склада, кв. м | До 2000 | 250–600 | Незначительны или отсутствуют | 100–200 |
Количество кассовых узлов | 25–40 | 5–16 | 5–10 | 2–6 |
Количество позиций в ассортименте, тыс. | 25–50 | 4,5–15 | 1–2,5 | ,8–1,2 |
Уровень цен по рынку | Специальная ценовая политика | Выше среднего | Низкий | Средний |
Количество покупок в день | До 10 000 | 1200–2300 | 1200–2700 | 1000–1500 |
Оборот в месяц, $ тыс. | 500–1200 | 250–400 | 120–200 | |
Численность персонала, чел. | 50–190 | |||
Собственные производственные цеха | Представлены широко | Имеются | Отсутствуют | Отсутствуют |
Уровень цепочки поставок | Прямые связи спроизводителем, иногда без участия распределительного центра | РЦ с возможностью прямых поставок | РЦ с возможностью прямых поставок | Поставки через оптовиков и/или сеть распредеительн. центров |
Уровень логистического сервиса розничного торговца | Средний (дефицит возможен) | Высокий (дефицит недопустим) | Низкий (в наличии находится ряд основных позиций, остальные позиции товарной матрицы могут постоянно отсутствовать) | Средний (дефицит возможен) |
Уровень логистических издержек розничного торговца | Средний | Высокий | Низкий | Высокий |
Из табл. 2.8 хорошо видно, что самообслуживание позволяет достигнуть таких оборотов, которые принципиально недоступны для магазинок традиционной формы торговли аналогичной площади. Однако для того, чтобы получить эти обороты, недостаточно построить большой магазин и наполнить его товаром. Огромную роль играет выбор стратегии завоевания покупателя, которая, в свою очередь, описывается большим количеством параметров. Поэтому предприятие с 10 000 квадратных метров площади, ассортиментом в 25 000 наименований товаров и 40 кассовыми терминалами, но при всем этом дающее оборот в денежном выражении не больше $2 млн в год назвать гипермаркетом никак нельзя.
Если говорить о логистике каждого из описываемых форматов, то Очевидно, что у форматов различные требования к логистическому обеспечению. Зачастую сети гипермаркетов не имеют распределительных центров, что, с одной стороны, обусловлено возможностью Складирования товаров в торговом зале (особенностью этого формата), 1 с другой стороны – значительными ежедневными оборотами, которые делают эффективной прямую доставку товаров поставщиками и магазины. Примером применения такой логистической стратегии, позволяющей значительно сократить объем инвестиций в развертывание сети на начальном этапе развития, является Санкт – Петербургская сеть гипермаркетов «Лента».
Завершая обзор форматов розничной торговли продуктами питания, посмотрим, что происходит в Восточной Европе, которая, в некотором смысле роде, является отражением будущего российской розничной торговли (табл. 2.9).
Успех гипермаркетов на ведущих рынках Восточной Европы бесспорен. Этот факт подтверждает тезис о том, что эффективная логистика, присущая этому формату розничной торговли, приводит к успеху розничных торговцев, развивающих сети этого формата.
Таблица 2.9.
Основные форматы розничной торговли в Восточной Европе
Основные форматы розничной торговли в Восточной Европе(%) | |||||||
Чехия | Венгрия | Польша | Румыния | Россия (Москва) | Словакия | Украина (Киев) | |
Гипермаркеты | |||||||
Супермаркеты | |||||||
Дискаунтеры | |||||||
Магазины «у дома» | |||||||
Специализирован. продуктовые магазины | |||||||
Малоформатные магазины | |||||||
Другие |