Логистический канал - это обособленная совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному потоку, сформулированную с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.
Логистической цепью называется множество звеньев лог. системы, упорядоченное по основному и / или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.
Логистическая система - это экономическая система, состоящая из взаимодействующих подсистем и элементов, выполняющих логистические функции (операции) и объединенных общностью целей и интересов, реализующихся путем управления материальными и сопутствующими им другими экономическими потоками.
При формировании логистической цепи происходит выбор конкретных фирм-участников: поставщиков товаров и услуг, посредников, перевозчиков и т.д. Например, решение издательства поставлять свою продукцию напрямую в книжные магазины является выбором логистического канала, а выбор конкретных книжных магазинов, фирм-перевозчиков и достижение с ними соответствующих договоренностей в итоге формируют логистическую цепь.
В большинстве случаев каждое предприятие является участником многих логистических цепей. Например, издательство может продавать продукцию и через свой книжный клуб, и пользуясь услугами разных оптовых предприятий, и поставляя ее в книжные магазины.
Формирование логистической цепи происходит путем взаимовыгодного партнерства ее участников. Существуют различные формы взаимоотношений, характеризующиеся разной теснотой связей между партнерами, начиная от такой формы, как дочерние предприятия, и кончая привлечением к участию фирм для разового выполнения какой-либо работы.
Одной из первых процедур в процессе планирования деятельности предприятия является проектирование цепи поставок. Оно осуществляется поэтапно:
1) установление целей создания цп (цели, связанные с охватом рынка; характеристики продукции, способность предприятия организовать работу с потребителями).
2) формулирование стратегии цп
3) определение альтернатив вариантов структур цп
4) оценка альтернатив вариантов структур цп
5) выбор конкретной структуры цп
6) определение альтернативных вариантов для отдельных участников цп
7) оценка и выбор отдельных учасников цп
8) измерение показателей функционирования цп и их оценка
9) оценка Альтернативных вариантов цп, когда основные показатели функционирования не обеспечиваются или когда появляются новые варианты.
Инициатор проектирования – как правило продавец. Зависит от позиции на рынке, финансового положения и возможности привлечь нужных участников в цп.
Транспортные проблемы глобальной логистики решаются специализированными логистическими компаниями - интеграторами, осуществляющими доставку грузов оптимальным путем: «от двери к двери». Структура организации глобальной логистики в целом связана с усилением централизации. Однако такая стратегия не исключает применения принципа вертикально-горизонтальных построений в структуре управления глобальной логистической системой. Перспективы развития большого количества транснациональных корпораций, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи, связаны, прежде всего, с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, более выгодными финансовыми условиями. Наконец, существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы. Большую роль в решении глобальных логистических задач играют международные логистические посредники, к кот относятся международные транспортно-экспедиторские фирмы, компании по управлению экспортными операциями, внешнеторговые компании и представительства, брокерские и агентские фирмы, компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях, морские порты. Наиболее значительные пакеты логистических услуг обычно предлагают крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы