Правовой режим земель автомобильного транспорта

Согласно Закону об автомобильных дорогах (ст. 3) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. Однако в юридической литературе отмечалось, что из Закона неясно, каким документом собственник будет подтверждать свое право собственности на автомобильную дорогу при включении сведений в единый реестр, поскольку отсутствует единое понятие автомобильной дороги как объекта недвижимого имущества (имущественного комплекса), право на который может закрепляться одним документом*(134).

Подверглись критике и нормы Закона, допускающие императивную передачу и возврат автомобильных дорог с одного уровня собственности на другой. При этом Закон не упоминает о необходимости соответствующих согласительных процедур и не учитывает юридической независимости субъектов РФ и муниципальных образований*(135).

Согласно Закону каждая автомобильная дорога будет включена в определенный перечень в зависимости от формы собственности на данную автомобильную дорогу, а также от того, относится ли эта дорога к дорогам общего пользования или не общего пользования.

В Законе выделена специальная глава под названием "Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог", где раскрываются порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог, а также порядок использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 24 Закона об автомобильных дорогах предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог осуществляется в следующем порядке: если земельный участок находится в федеральной собственности либо в неразграниченной государственной собственности и на нем будет размещена автомобильная дорога федерального значения, то участок должен предоставляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. В настоящее время таким органом является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое находится в ведении Министерства транспорта РФ.

Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности субъекта РФ или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

Из приведенных положений ст. 24 Закона видно, что применительно к данным земельным участкам установлены особенности распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена. По общему правилу распоряжение ими до разграничения государственной собственности осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов. Здесь же уровень принятия решений выше.

В том же порядке в соответствии со ст. 39 Закона предоставляются земельные участки, используемые для размещения платной автомобильной дороги федерального либо регионального или межмуниципального значения на основе концессионных соглашений. При этом такие земельные участки могут предоставляться только в аренду (или в субаренду), а годовой размер арендной платы за такие земельные участки определяется в договоре аренды и не может превышать один процент кадастровой стоимости этих земельных участков.

Полоса отвода автомобильной дороги определяется в Законе как земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Приведенное в скобках уточнение ("независимо от категории земель") вызывает некоторое недоумение, поскольку по смыслуст. 93 ЗК полосы отвода земель транспорта относятся к категории земель специального назначения. Вероятно, здесь имеются в виду полосы отвода автомобильных дорог, находящихся в границах населенного пункта, но все же редакцию данной статьи было бы целесообразно изложить более определенно. Для сравнения отметим, что применительно к землям железнодорожного транспорта такого уточнения в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте" нет.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории (ст. 25Закона). Однако до 1 января 2010 г. при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (ст. 62 Закона).

В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается: выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги; распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений; выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения; установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах полосы отвода, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. утверждены Правила установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог*(136).

В случае если в результате проведения работ в полосе отвода автомобильной дороги происходит просадка дорожного полотна либо причиняется иной вред автомобильной дороге, организациям, выступающим от имени собственника автомобильной дороги, следует документально доказывать противоправность действий нарушителя, его вину, наличие причинной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом, в противном случае в иске может быть отказано*(137).

К полосе отвода с двух сторон прилегают придорожные полосы автомобильной дороги, в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Закон определяет порядок принятия решений об установлении придорожных полос (в зависимости от формы собственности на автомобильные дороги). Копия соответствующего решения направляется в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, в отношении территорий которых принято такое решение. Последние обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков. Этот особый режим заключается, в частности, в том, что строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются лишь с письменного согласия владельца автомобильной дороги.

Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог на местности осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: