Сформулируем задачу. Мы хотим получить из базы данных сведения о том, как распределены продажи продуктов разного типа по городам и какова тенденция изменения (связанная со временем) спроса на различные продукты. Это значит, что мы в поле данных должны отображать суммы выручки или количество проданных единиц товара, а осями можем выбрать время и города.
ПРИМЕЧАНИЕ ------------------------------------------------------------------------------
Как уже упоминалось, вместо Northwind.mdb у вас может быть установлена база данных Борей.mdb. Это просто локализованная копия базы данных Northwind.mdb. To есть вы найдете в базе данных Борей.mdb все указанные в этом упражнении таблицы и поля, но их названия будут переведены на русский язык.
1. Создайте новую книгу Excel. Выберите команду Данные ► Внешние данные ► Создать запрос.
2. В качестве источника данных выберите все ту же базу данных North wind из MS Access.
3. Включите в запрос следующие таблицы и поля из них: из таблицы Orders — поля ShippedDate и ShipCity, из таблицы OrdersDetails — поле Quantity, из таблицы Products — поле ProductName. He нужно назначать условия отбора и порядок сортировки, просто щелкайте на кнопке Далее, пока не дойдете до последнего окна. В последнем окне установите переключатель Создание куба OLAP из данного запроса и щелкните на кнопке Готово.
|
|
4. На экран будет выведено окно мастера кубов OLAP. На первом шаге мастер сам выберет данные из поля Quantity в качестве отображаемых данных (установив для этого поля флажок Исходное поле). В качестве операции над данным полем по умолчанию стоит Сумма, то есть количество проданных единиц товара будет суммироваться за указанный период или в указанном регионе, что нас вполне устраивает. Перейдите к следующему шагу.
5. На втором шаге вам предлагается выбрать те поля, которые лягут в основу осей измерений многомерного представления. Поскольку мы изначально включили в запрос только необходимые поля, то вы можете выбрать все поля слева и перенести их на правое поле. Дополнительно установите флажок Неделя (флажок Месяц должен сброситься),в структуре отображения поля ShippedDate, как показано на рис. 8.26.
6. На третьем шаге мастер предлагает вам выбрать вид создаваемого куба. Установите переключатель Сохранение файла куба, содержащего все данные для куба и щелкните мышью на кнопке Готово. Сохранив файл куба в удобном для вас месте и установив в открывшемся диалоговом окне переключатель
лист как место размещения куба в книге Excel, вы получите в конце концов лист с пустым отчетом сводной таблицы и панелью настройки сводной таблицы. На панели расположены кнопки с именами полей, эти кнопки следует перетащить в соответствующие графы отчета, чтобы создать законченный документ (рис. 8.27).
|
|
Рис. 8.26. Поле измерений второго окна мастера кубов OLAP
Рис. 8.27. Создание сводной таблицы
7. Перетащите кнопки ProductName и ShipCity в поле строк, кнопку ShippedDate — в поле столбцов, а кнопку Сумма из Quantity — в поле элементов данных. В результате вы получите заполненный отчет
сводной таблицы, ту самую вожделенную картинку, позволяющую увидеть все измерения в одном месте (рис. 8.28).
Рис. 8.28. Готовая сводная таблица
8. Как видите, таблица получилась очень большой, но при этом соответствующие поля таблицы снабжены раскрывающимися списками, позволяющими осуществлять отбор параметров. Давайте уберем все продукты, оставив для анализа один только чай (рис. 8.29).
Рис. 8.29. Детализация в сводной таблице
9. На этом этапе уже можно заметить, что чай поставляется не во все города, имеющиеся в базе данных. Но на этом уровне детализации
еще невозможно заметить кое-какие странности. Уберем из списка города, в которые нет поставок чая, затем выберем поквартальную детализацию и обнаружим странную вещь — за два года работы фирма продала в каждый из городов единственную партию чая, редким исключением являются города, куда продано две-три партии. То же самое вы обнаружите, анализируя тенденции продаж других товаров. Итак, мы обнаружили, что компания Northwind — это явно жульническая компания, которая продает товар на достаточно выгодных, чтобы его купили один-два раза, условиях, однако товар, видимо, весьма низкого качества, и снова его не покупают. Таким образом, мы не сможем проанализировать те тенденции, которые хотели изучить, зато мы легко обнаружили другую тенденцию, представляющую в невыгодном свете компанию Northwind.