Характеристика стилей руководства группой

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые краткие распоряжения. Запреты без снисхождения. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. Дела в группе планируются заранее во всем объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны.
Демократический стиль
Инструкция в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.
Либеральный (попустительский)
Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы и порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.

Стили педагогической деятельности прежде всего также дифференцируются на три общих, рассмотренных выше: авторитарный, демократический и либеральный.

Также существуют классификации, предложенные А.К. Марковой и А.Я. Никоновой (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе – импровизационный, рассуждающе-методический.

З.Н. Вяткина, Н. И. Петрова выделяют: организационно-коммуникативный, конструктивно-организационный и конструктивно-коммуникативный стили деятельности педагогов.

Вычленяют несколько слагаемых стиля педагогического об­щения. Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимо­действия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выра­жение:

а) особенности коммуникативных возможностей учителя;

б) сложившийся характер педагога и воспитанников;
г) особенности ученического коллектива.

Установлены наиболее распространенные стили педагогиче­ского общения.

Самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В его основе - единство высокого профессионализма педагога и его этических ус­тановок, устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятель­ности. Это наиболее продуктивный для всех участников педагоги­ческого процесса стиль общения.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Его можно рассмат­ривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического обще­ния особенно.

Этот стиль наиболее плодотворен, но дружественность долж­на иметь меру и не превращаться в панибратство.

Довольно распространенным является стиль общения - дис­танция, суть которого в том, что в системе взаимоотношений педа­гога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна вытекать из об­щей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учите­лем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как пока­затель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Деятельность педагога приближается к авторитарному стилю. Это снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

Общение - дистанция в известной степени является переход­ным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение, или «общение-подавление». Этот стиль общения свя­зан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Такое общение организовать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение. На­блюдение показывает, что общение-устрашение в конечном счете не влияет на формирование авторитета руководителя.

«Такой стиль обычно создает на уроке атмосферу нервозно­сти, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую дея­тельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничение и запреты», - замечает А. И. Зязюн (123, с. 135).

Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет стиль общение-заигрывание, который вызван стремлением завоевать ложный дешевый авторитету детей. Причиной проявления этого стиля является, с одно стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой стороны - отсут­ствие навыков профессиональной деятельности.

Общение - заигрывание возникает в результате:

а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

б) отсутствия навыков общения;

в) боязни класса.

Такие стили общения, как устрашение, заигрывание, дистан­ция, опасны потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться, стать штампами, услож­няющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие сторон строится на исполнительности одной из них. Но сущностью воспитания является общение-диалог, основ­ным признаком которого можно считать поиск духовной общности в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок», «руководитель-подчиненный».

Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмо­ционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Продуктивная педагогическая деятельность проис­ходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью.

При всем многообразии стилей может получиться так, что стиль общения не соответствует самой личности педагога. Вот по­чему важнейшей задачей начинающего учителя является поиск ин­дивидуального стиля общения. Верно найденный стиль педагоги­ческого общения, соответствующий неповторимой индивиду­альности педагога, способствует реше­нию комплекса задач:

а) педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, упрощается сам процесс общения с аудиторией, который становится приятным, органичным для самого педагога;

б) существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений с учащимися;

в) повышается эффективность всех важнейших функций педагогического общения, причем все это происходит на позитивном фоне эмоционального благополучия педагога на всех этапах общения;

Общение с людьми - это всегда творчество. Творческим про­цессом будет являться и педагогическое общение. Творчество в пе­дагогическом общении необходимо:

а) в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодейст­вия с ними;

б) при организации непосредственного воздействия на ребен­ка, регуляции его поведения;

в) творчество в общении необходимо при управлении собст­венным поведением (саморегуляция);

г) творческий характер носит сам процесс организации взаи­моотношений.

Итак, педагогическое общение - творчество, и как любым творчеством овладеть им сложно. Бытует мнение, что овладение этим сложным искусством - дело только времени и опыта. Во мно­гом это действительно так, но не только опытом и стажем работы определяется уровень педмастерства учителя. Важно усвоить его основы, сформировать себя как творческую педагогическую инди­видуальность, тогда быстрее придет и желанное педагогическое мастерство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: