Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | |
Деловые краткие распоряжения. Запреты без снисхождения. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера вне группы. | Дела в группе планируются заранее во всем объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны. |
Демократический стиль | |
Инструкция в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция лидера - внутри группы. | Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. |
Либеральный (попустительский) | |
Тон – конвенциональный. Отсутствие похвалы и порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера - в стороне от группы. | Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
Стили педагогической деятельности прежде всего также дифференцируются на три общих, рассмотренных выше: авторитарный, демократический и либеральный.
Также существуют классификации, предложенные А.К. Марковой и А.Я. Никоновой (эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе – импровизационный, рассуждающе-методический.
З.Н. Вяткина, Н. И. Петрова выделяют: организационно-коммуникативный, конструктивно-организационный и конструктивно-коммуникативный стили деятельности педагогов.
Вычленяют несколько слагаемых стиля педагогического общения. Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
а) особенности коммуникативных возможностей учителя;
б) сложившийся характер педагога и воспитанников;
г) особенности ученического коллектива.
Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения.
Самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В его основе - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок, устойчиво-положительное отношение педагога к детям и делу, стремление совместно решать вопросы организации деятельности. Это наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения.
Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Его можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно.
Этот стиль наиболее плодотворен, но дружественность должна иметь меру и не превращаться в панибратство.
Довольно распространенным является стиль общения - дистанция, суть которого в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Деятельность педагога приближается к авторитарному стилю. Это снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.
Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение, или «общение-подавление». Этот стиль общения связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Такое общение организовать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение. Наблюдение показывает, что общение-устрашение в конечном счете не влияет на формирование авторитета руководителя.
«Такой стиль обычно создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничение и запреты», - замечает А. И. Зязюн (123, с. 135).
Не менее отрицательную роль в работе с детьми играет стиль общение-заигрывание, который вызван стремлением завоевать ложный дешевый авторитету детей. Причиной проявления этого стиля является, с одно стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой стороны - отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Общение - заигрывание возникает в результате:
а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;
б) отсутствия навыков общения;
в) боязни класса.
Такие стили общения, как устрашение, заигрывание, дистанция, опасны потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться, стать штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие сторон строится на исполнительности одной из них. Но сущностью воспитания является общение-диалог, основным признаком которого можно считать поиск духовной общности в системе «учитель-ученик», «родитель-ребенок», «руководитель-подчиненный».
Стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Продуктивная педагогическая деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к детям, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью.
При всем многообразии стилей может получиться так, что стиль общения не соответствует самой личности педагога. Вот почему важнейшей задачей начинающего учителя является поиск индивидуального стиля общения. Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению комплекса задач:
а) педагогическое воздействие становится адекватным личности педагога, упрощается сам процесс общения с аудиторией, который становится приятным, органичным для самого педагога;
б) существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений с учащимися;
в) повышается эффективность всех важнейших функций педагогического общения, причем все это происходит на позитивном фоне эмоционального благополучия педагога на всех этапах общения;
Общение с людьми - это всегда творчество. Творческим процессом будет являться и педагогическое общение. Творчество в педагогическом общении необходимо:
а) в ходе познания учителем учащихся в системе взаимодействия с ними;
б) при организации непосредственного воздействия на ребенка, регуляции его поведения;
в) творчество в общении необходимо при управлении собственным поведением (саморегуляция);
г) творческий характер носит сам процесс организации взаимоотношений.
Итак, педагогическое общение - творчество, и как любым творчеством овладеть им сложно. Бытует мнение, что овладение этим сложным искусством - дело только времени и опыта. Во многом это действительно так, но не только опытом и стажем работы определяется уровень педмастерства учителя. Важно усвоить его основы, сформировать себя как творческую педагогическую индивидуальность, тогда быстрее придет и желанное педагогическое мастерство.