Руководителей туристских групп

Руководство есть искусство влиять убеждением и личным примером на деятельность людей. Но руководство - не только искусство. Это наука, опирающаяся на определенные законы. Руководитель успешно выполняет свои функции только в том случае, если его деятельность соответствует основным положениям этих законов.

Прежде всего руководитель похода должен иметь у участников личный, а не официальный (должностной) авторитет, а значит и являться лидером среди остальных членов туристской группы Для этого ему необходимо:

- хорошо знать свое дело, то есть иметь соответствующую категории сложности предстоящего путешествия техническую и тактическую подготовку, быть хорошо подготовленным и физически;

- обладать личными положительными качествами;

- уметь правильно вести себя с участниками. Во время беседа руководитель никогда не должен нервничать, срываться и т.п., так как гнев - плохой советчик. Руководитель должен стараться снять "напряжение" с человека, который беседует с ним. В беседе никогда не следует унижать, а тем более оскорблять человека. Руководителю необходимо акцентировать внимание провинившегося участника не на том, что он это задание не смог выполнить, а на том, что он просто выполнил это задание значительно ниже своих возможностей, иногда нужно уметь выслушать человека, дать ему выговориться до конца. Этого часто бывает достаточно для решения конфликтной ситуации.

Руководителю не следует ругать участника в присутствии других членов группы. При общении с участниками руководитель особенно тщательно должен следить за подавлением своих эмоциональных реакций. Строгость и требовательность должны сочетаться с корректностью.

Руководитель должен избегать репрессий. Следует опираться на доверие участников, и исходить из принципа, что неправильные действия того или иного туриста в большинстве случаев происходят от недопонимания поставленной задачи, а не от злого умысла. Вместе с тем нельзя оставлять ни одного случая серьезного нарушения без разбора на собрании группы.

Руководителю часто приходится принимать решения, в том числе и ответственные. Но эти решения могут приниматься как в условиях достаточной информации, так и при её недостатке, то есть в условиях неопределенности. Поэтому полезно знать некоторые типичные ошибки, допускаемые при принятии тех или иных решений, в том числе и в условиях неопределенности.

1. Предвзятость - переоценка одних и недооценка каких-либо других факторов, вероятностей и т.п. Чаще всего предвзятость базируется на прошлом опыте. Например, когда-то в условиях хорошей погоды данный руководитель преодолел этот перевал за одни сутки. Но сейчас идет сильный снег, продукты на исходе. И хотя путешествие уже заканчивается, и требования, предъявляемые к данной категории сложности, уже выполнены, и хотя есть другой более короткий и простой путь к конечному пункту - руководитель все же решает идти через более сложный перевал, реально рискуя не уложиться в установленный срок, рискуя поставить всю группу в тяжелое положение.

2. Подмена реального желаемым. Например, намечен нереальный план маршрута. Однако участники, желая доказать его реальность, все сведения, получаемые в процессе подготовки к путешествию, буквально подгоняются под удобную, но не совсем правильную версию. Здесь учитывается только самый счастливый вариант с транспортом, самые хорошие погодные условия. Уже в процессе путешествия своеобразная "честь мундира" как руководителя, так и участников, достаточно уставших к началу второй половины маршрута, все же заставляет их с упорством выполнять выработанный ими же неправильный план даже при значительном ухудшении погоды, не считаясь с реальной обстановкой, с возрастающей опасностью.

3. Перестраховка (половинчатость решения). Например, боязнь того, что маршрут может быть оценен более низкой категорией сложности, заставляет группу делать маршрут более сложным, путем включения более трудных участков, увеличения километража. При преодолении сложных естественных препятствий перестраховка приводит к значительной задержке на маршруте. Перестраховка способствует выбору неоптимального пути.

4. Эгоцентризм - агрессивное стремление достичь цели за счет подавления интересов основного числа участников, не считаясь с их возможностями, состоянием и т.п.

При правильной организации межличностных отношений можно в значительной степени снизить эти ошибки. Для этого необходимо:

- до начала путешествия (на стадии планирования) четко и ясно сформулировать его задачи, стратегию поведения;

- обсуждение плана путешествия или отдельных его этапов сделать гласным, с привлечением всех участников предстоящего похода;

- изменения в общий план вносить только с согласования со всеми участниками похода;

- за основу готовящегося решения принимать интересы всей группы, а не отдельных лиц;

-особенно тщательно и внимательно рассматривать высказанные кем-либо из участников отрицательные (противоречащие мнению большинства или руководителя) мнения, оценки.

Руководителю следует быть пунктуальным и точным. Этого же он должен требовать и от участников. В обязательном порядке он должен контролировать выполнение участниками его указаний.

В решительные моменты (например, крайне плохие условия погоды, сильное переутомление участников) руководитель сам должен личным примером показать: как и что нужно делать, своим трудом воодушевить усталых участников. Поведение руководителя по отношению к участникам должно предусматривать всемерную заботу об участниках.

Постоянная забота о повышении спортивной квалификация участников будет значительно укреплять авторитет руководителя, в то время как "придерживание" спортивного роста членов его группы сразу же будет замечено людьми и не только отрицательно повлияет на престиж руководителя, но и приведёт к распаду коллектива.

Руководитель должен всегда сам признавать свои ошибки, а не замалчивать их, так как это тоже отрицательно сказывается на его авторитете.

Одним из определяющих факторов успешного функционирования группы является твердая сознательная дисциплина, совершенно необходимая для оперативного руководства и обеспечения безопасности да маршруте. Уровень дисциплины в туристской группе зависит зачастую от факторов, связанных с деятельностью руководителя:

-наличие личного контакта руководителя с каждым из участников путешествия;

-полное разделение руководителем стремлений группы и связанное с этим желание группы поддержать действия своего руководителя;

- четкость постановки новых задач на ближайшее время, на период преодоления того или иного естественного препятствия;

-постоянная нацеленность руководителя на создание и сохранение в группе доброжелательности, духа товарищества, взаимопомощи.

Следует подчеркнуть, что дисциплина должна быть в одинаковой мере обязательна для всех участников путешествия, включая и руководителя группы.

В каждой группе помимо формального лидера (то есть руководителя) всегда имеется неформальный лидер, так как с точки зрения взаимоотношений, авторитета, технической и тактической подготовленности, склада характера и т.п. качеств все члены группы не могут быть равнозначными.

Иногда формальный лидер и неформальный лидер могут оказаться одним и тем же лицом. Это лучший, оптимальный случай для спортивного похода. Иногда же формальный руководитель может и не являться лидером. Такое "рассогласование" отрицательно влияет на "микроклимат" в группе. Основными причинами последнего могут явиться:

-несоответствие руководителя своей должности;

-плохой подбор коллектива, низкий уровень его членов по многим показателям.

Обычно в группе появляются инструментальный и эмоциональный лидеры.

Инструментальный лидер - наиболее авторитетный, квалифицированный турист, к мнению которого все прислушиваются, к которому чаще всего обращаются за консультацией и за помощью.

Эмоциональный лидер - человек, пользующийся наибольшими симпатиями, умеющий объединить, и подчинить своему мнению людей, быть твердым и убежденным, вести за собой группу. Эмоциональный лидер может быть и не очень опытным в деловых вопросах.

Наконец, различают звёзды - людей, пользующихся наибольшей симпатией благодаря своим "человеческим" свойствам, хотя зачастую они являются весьма рядовыми участниками с точки зрения спортивной подготовленности. Звезды редко бывают лидерами.

Лидерство связано с психологическими качествами человека, который обладает энергией и желанием быть организатором. При решении различных задач лидеры могут подчинять других людей своей воле, могут выполнять работу сами, не считаясь с возможностью других участников, наконец, в зависимости от обстановки, приспосабливаться к поведению других и подчиняться им, если это способствует выполнению намеченной стратегии.

Большей частью лидеры, в зависимости от стиля поведения, делятся на три типа:

- лидер-диктатор, который навязывает свои решения, не считаясь с мнением других, и настойчиво проводит эти решения в жизнь;

- лидер-либерал, допускающий самые широкие дискуссии и своеволие подчиненных;

- лидер-демократ, который учитывает мнения других, допускает обсуждение возможных решений, но приняв одно из них - настойчиво осуществляет претворение его в жизнь с активным участием всех остальных участников.

Лидеры-диктаторы, как правило, недооценивают возможности и способности подчиненных, а лидеры-либералы - переоценивают. Наиболее продуктивно, участники работают с лидерами-демократами.

В данном разделе также необходимо обозначить особенности положения инструктора плановых туристов в отличие от руководителя самодеятельной группы.

Позиция инструктора в группе и предъявляемые к нему ожидания в значительной мере определяются промежуточным положением туризма между спортом и способом развлечения.

В спортивном отношении инструктор близок к тренеру, но имеет значительно меньше полномочий и весьма ограничен в средствах (официальных) управления группой. Достаточно сказать, что в отличие от тренера инструктор практически никак не может регулировать состав группы.

С другой стороны, инструктор близок к экскурсоводу, с которым его роднит знание достопримечательностей, встречающихся на маршруте. Но у экскурсовода контакт с группой кратковременный и профессиональный, позволяющий сохранить дистанцию и определенное превосходство над ней. Инструктор же с группой живет и общается, касаясь широкого круга вопросов, в числе которых такие, где у него нет никаких преимуществ. Это может существенно ослабить его общую позицию.

Наконец, приобретение путевки за деньги нередко порождает отношение к инструктору как к представителю обслуживающего персонала. Чтобы избежать подобного развития притязаний группы или отдельных туристов, необходимо с самого начала очертить круг обязательного сервиса, положенного для туристов на базе и в походе, т.е. определить приемлемые претензии и того, кто их обязан удовлетворять. Затем обозначить свои функции и сформулировать задачи:

1) педагогические - обучение, воспитание (как тренер) и просвещение (как экскурсовод);

2) организаторские - руководство общими действиями по поддержанию нормальной жизнедеятельности группы и особо - обеспечение безопасности путешествия.

Таким образом, путь инструктора к установлению оптимальных отношений с группой (т.е. к лидерству) проходит не через стремление удовлетворить все предъявляемые ожидания, а через их упорядочение, ограничение, а уж потом - возможно более качественное выполнение принятого на себя круга обязанностей.

Позиция руководителя самодеятельной группы от позиции инструктора отличается еще более ограниченным набором формальных средств. Руководитель, как и инструктор, является «назначенным лидером». В зависимости от того, насколько ему удается закрепиться в роли лидера, встречаются варианты от чисто номинального пребывания в должности (при большом опыте участников и наличии другого эффективного лидера) до положения, сходного с инструктором-тренером (опытный турист с группой новичков).

Вопросы для самоконтроля и размышления над прочитанным материалом

1. Обозначьте основные факторы, влияющие на сплоченность туристкой группы?

2. Назовите особенности туристской группы при организации путешествия в плановом туризме?

3. Какие типичные ошибки, при принятии решений в процессе спортивного путешествия могут допускаться руководителем туристской группы?

4. Назовите основные положения организации межличностных отношений в туристской группе, позволяющие избежать конфликтных ситуаций в процессе спортивного путешествия?

5. Обозначьте факторы, связанные с деятельностью руководителя похода, влияющие на дисциплину в туристской группе?

6. Какой тип лидерства с вашей точки зрения наиболее приемлем для руководителя туристской группы?

7. Назовите отличия позиции руководителя туристской группы в плановом и самодеятельном туризме?

Психологический практикум: «Технология построения и проведения различных видов психорегуляции и психотренинга в процессе туристской деятельности»

План проведения:

1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом по теме практикума. Проверьте усвоение материала, ответив на представленные вопросы.

- Дайте характеристику психическим состояниям, которые могут возникать в процессе туристской деятельности?

- Дайте определение понятию «психорегуляция в туристской деятельности»?

- Назовите основные методы гетерорегуляции?

- Назовите основные методы ауторегуляции?

- Какие вербальные методы гетерорегуляции и ауторегуляции применяются в процессе туристской деятельности?

- Какие невербальные методы ауторегуляции могут быть применены в процессе туристской деятельности?

- Имеется ли у Вас опыт применения методов ауторегуляции, каких?

2. Подумайте и предложите свои варианты словесных формулировок для самовнушения, которые могут быть использованы в различных ситуациях туристкой деятельности?

3. Попробуйте выполнить представленные дыхательные упражнения. Удалось ли Вам добиться желаемого эффекта? Если нет, то, с какими затруднениями Вы столкнулись при выполнении задания?

4. Ознакомьтесь с упражнениями психотренинга, выберите одно из них для проведения в группе студентов, а также подберите в рекомендованной литературе дополнительно два упражнения, направленные на сплочение группы, которые могут быть использованы в походных условиях. Законспектируйте упражнения в тетради, организуйте их выполнение на семинарских занятиях.

Как отмечают многие психологи и психотерапевты туристские походы являются не только средством массового отдыха, нередко они требуют предельного напряжения духовных и физических сил, экзаменуя туристов на психологическую совместимость и морально-волевую устойчивость. В этом плане наиболее опасны походы по плохо освоенным туристами районам, о которых трудно получить необходимые сведения. Часто реальные условия похода значительно отличаются от ранее сложившихся представлений и возможно столкновение с неожиданными трудностями, в связи с этим оказывается важным уметь сохранять стойкость и душевное равновесие, оптимизм и способность мобилизовать себя и товарищей на преодоление трудностей.

В процессе туристской деятельности могут возникать различные психические состояния, вызывающие неоднозначные изменения в организме и по-разному, зачастую негативно влияющие на эффективность деятельности и безопасность туриста. Наиболее распространенными считаются следующие психические состояния.

Состояние тревоги - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующегося неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который возникает в ответ на конкретную опасность. Основными признаками повышенной тревоги являются: холодные, влажные руки, обильное потоотделение, отрицательные самовнушения, повышенное мышечное напряжение, рассеянность, плохое самочувствие, тошнота, головная боль, сухость во рту, нарушение сна.

Состояние неуверенности в успешном исходе туристского путешествия отрицательно сказывается на предстоящей деятельности, запланированный результат зачастую не достигается.

Состояние страха. Это состояние возникает перед выполнением опасных туристских приемов (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с неожиданными препятствиями. Симптомы состояния страха следующие: увеличение частоты сердечных сокращений, побледнение или покраснение кожных покровов, оцепенение, заторможенность.

Депрессия - под влиянием неудач и различных неприятных событий возможно возникновение функциональной депрессии в рамках нормального психического функционирования. Она характеризуется отрицательными эмоциями, падением мотивации, изменением представлений, пассивностью поведения, равнодушием к результатам похода.

Состояние фрустрации - это состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели (Н. Д. Левитов, 1967). Подобное состояние возникает в туризме, когда физическое, социальное или воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели, или прерывает его. Состояние фрустрации рассматривается не только как негативное явление. В поведении многих людей она имеет и конструктивную роль, способствуя достижению цели. Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в следующем. Происходит интенсификация усилий на пути к достижению цели. У многих людей чем более сложные возникают препятствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления. Может происходить замена средств достижения цели и пересмотр предыдущих действий, переоценка всей ситуации, замена цели.

При низком уровне (пороге) сопротивляемости (толерантности) к фрустрации может появиться ее деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:

1) нарушение тонкой координации;

2) когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтернативных путей или другой цели;

3) эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

С усилением фрустрации происходит генерализация агрессии, усиливается расплывчатость и неуловимость ее источника, проявляются импульсивность и беспорядочные действия.

Действия агрессивного характера, связанные с фрустрацией, чаще наблюдаются у невоспитанных, несдержанных, грубых, психопатазированных людей. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных.

Состояние фрустрации в туризме может возникать тогда, когда какой-либо мотив остается неудовлетворенным. Фрустрация может приводить к следующим формам поведения туриста: 1) экстрапунитивная - характеризуется раздражительностью, повышенной чувствительностью, досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением к достижению поставленной цели; 2) интрапунитивная - характеризуется тревожностью, обвинением самого себя в неудачах; 3) импунитивная форма заключается в том, что создавшаяся ситуация рассматривается туристом как малозначащая для него и турист не заостряет на ней внимание.

В связи с тем, что в процессе туристской деятельности могут возникать вышеуказанные психические состояния, возникает необходимость применения различных видов психорегуляции и психотренинга.

Регуляция психических состояний может осуществляться двумя путями:

- предупрежденияем их возникновения;

- ликвидацией уже сформировавшихся состояний.

Психорегуляция в туристской деятельности – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у туристов психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

Методы психорегуляции разнообразны и достаточно многочисленны. В.М. Мельниковым выделяются две группы методов: гетерорегуляционные (могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания); ауторегуляционные (методы саморегуляции).

К методам гетерорегуляции относятся вербальные методы (беседа, убеждение, приказ и рациональное внушение).

Беседа предусматривает общение с туристами с целью снять нервное напряжение (обычно применяется тот или иной способ отвлечения).

Убеждение преследует более четкие целевые задачи: настроить туристов на конкретную деятельность, убедить в нерациональности или правильности того или иного поступка или поведения.

Рациональное внушение – это более сложный метод вербальной гетерорегуляции. Он включает в себя следующие задачи:

- логично убедить туриста в необходимости выполнить какой-то комплекс мероприятий, настроить на ту или иную деятельность;

- устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наоборот, поднять нервно-психическую активность;

- выстроить благоприятную перспективу, которая могла бы быть у туриста, если бы он следовал предлагаемым психогигиеническим советам.

Помимо прямого внушения может использоваться и косвенное внушение, осуществляемое руководителем туристской группы, это позволяет избежать возможного противодействия воспитательным мероприятиям. Косвенное внушение реализуется чаще всего в беседах не с самим туристом, но в его присутствии. Информация может касаться или лично туриста, или какой-либо стороны туристской деятельности.

Среди вербальных методов гетерорегуляции также выделяют различные варианты гипносуггестии (фракционный гипноз, гипносуггестия), но в туристской деятельности они не получили своего развития.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные, которые также в туристской деятельности не применяются, в связи с особыми условиями её протекания.

К методам ауторегуляции относятся аутогенная тренировка, «наивные» методы» саморегуляции, простейшие методы саморегуляции, идеомоторная тренировка.

Аутогенная тренировка впервые была предложена И. Шультцем. Определяется она последовательным самовнушением чувства тяжести и тепла в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, в области сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения.

При всей привлекательности и эффективности аутогенной тренировки она практически не используется в процессе спортивного путешествия, поскольку требует протяженного периода обучения.

«Наивные» методы саморегуляции – это приемы, которые появились у туристов в ходе преодоления различных препятствий, где их использование дало эффект, связанный с успехом. Эти методы саморегуляции возникают случайно и часто становятся как бы ритуальными.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от наивных необходимо специально тренировать. Это вербальные и невербальные методы, они естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению.

К вербальным относятся методы: самовнушения, самоубеждения, самоприказов, приемы психической защиты.

Задача самовнушения побудить себя что-либо сделать или не сделать, переживать или не переживать. Задача самоубеждения - логически обосновать, уяснить, полностью согласиться с таким, а не иным характером действий, мыслей, переживаний.

Самовнушение действует прямо на эмоциональную сферу, самоубеждение - вначале на разум, на интеллект, затем на «сердце». Самоубеждение осуществляется при высокоактивном состоянии коры головного мозга, самовнушение же эффективней, когда кора головного мозга несколько заторможена и тонус её снижен.

Процесс самовнушения осуществляется путем многократного повторения слов или определенных словесных формулировок. При целенаправленном самовнушении они должны быть заранее подготовлены и четко сформулированы. Словесные формулировки могут быть самыми разнообразными, выбор их всегда ситуативен и индивидуально своеобразен.

Невербальные – дыхательные и мимические упражнения, упражнения, основанные на специальных мышечных ощущениях.

В управлении психическими состояниями, особенно в ситуации волнения, большое значение имеет дыхание. Г.Д. Горбунов рекомендует следующие дыхательные упражнения.

Упражнение 1. Полное брюшное диафрагмальное дыхание; вдох через нос. Вначале воздухом при расслабленных и слегка опущенных плечах наполняются нижние отделы легких, живот при этом все более и более выпячивается. Затем вдохом последовательно поднимается грудная клетка, плечи и ключицы. Полный выдох выполняется в той же последовательности: постепенно втягивается живот, опускаются грудная клетка, плечи и ключицы.

Упражнение 2. Ритмическое дыхание (тоже полное дыхание, но выполняемое в определенном ритме). Удобнее всего темп и ритм дыхания задавать шагами неторопливой ходьбы. Например, полный вдох выполнен за восемь шагов, затем следует задержка дыхания, по времени равная половине полного вдоха (четыре шага). Полный выдох необходимо закончить за восемь шагов, не забывая о последовательности освобождения легких от воздуха. Для того, чтобы избежать вентиляции легких, рекомендуется также задержка дыхания на выдохе, той же продолжительности, что и на вдохе. Задержку дыхания на выдохе можно сокращать в зависимости от самочувствия. В ходе повторения продолжительность вдоха может возрастать. Лучше успокаивающее действие такого дыхания отмечается в том случае, когда в ходе его выполнения возникает желание зевнуть. Подавлять зевок ни в коем случае нельзя – он поддерживает работоспособность коры головного мозга. Сразу после зевка резко падает внутренне напряжение.

Упражнение 3. Тоже ритмическое дыхание, но выдох осуществляется точками через плотно сжатые губы.

Осваивая дыхательные упражнения необходимо помнить, что:

- на начальных этапах положительный эффект от упражнений может быть незначительным;

- это не простое дыхание, а специальные упражнения, которыми нельзя злоупотреблять.

Идеомоторная тренировка – мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен турист мысленно проговаривает задания, называя какие-то движения.

Мысленное представление эффективного двигательного действия, мобилизации функциональных возможностей воздействует на нервную систему почти столь же эффективно, как и реальное выполнение движений. Многократные реакции нервной системы на такие мысленные представления расширяют её возможности, способствуют более эффективной регуляции реальной двигательной деятельности.

Практическая реализация идеомоторной тренировки требует соблюдения следующих методических приемов:

- мысленное воспроизведение движений должно проводиться в точном соответствии с характеристиками техники действий;

- необходимо концентрировать внимание на выполнении конкретных элементов действий.

Целенаправленное применение различных методов и средств психорегуляции необходимо в процессе туристской деятельности, но их значение не следует переоценивать. Основное внимание следует сосредоточить на сознательной дисциплине, собранности, сплоченности группы.

Данный вопрос особенно актуален в ситуациях, когда в путешествие по маршруту отправляется группа незнакомых или малознакомых людей. В данном случае возможно применение игр и упражнений, используемых в процессе психологических тренингов, в том числе игры и упражнения на знакомство, игры и упражнения на сплочение группы. Психотренинг может быть организован в вечернее время, а также во время дневок.

Игры и упражнения на знакомство

1. «Баранья голова »

Инструкция: А теперь представимся друг другу. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое, третий - имена двух предыдущих и свое и т. д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие - называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

2. «Объединение»

Участники свободно сходятся в разные стороны на ограниченной плащадке.

Инструкция: Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз (варианты: «те, у кого день рождения летом», «те, в чьем имени пять букв» и т. д.).

3. «Внимание»

Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и туже простейшую задачу любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что ее одновременно стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. В заключение подсчитывается, кто привлек внимание боль­шего числа участников игры.

4. «Мы похожи?»

Участники беспорядочно ходят по ограниченной площадке и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:

- Ты похож на меня тем, что...

- Я отличаюсь от тебя тем, что...

5. «Мои соседи»

Цель упражнения - помочь участникам ближе узнать друг друга.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им может быть ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, он говорит: «Пересядьте все те, кто родился весной» - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру. После выполнения упражнения можно спросить у участников:

6. «Пожелания»

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день (возможно использование мяча или какого-либо другого предмета для того, чтобы передавать эстафету пожеланий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: