Герберт Спенсер (1820-1903гг) – английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма. В 1852, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Будучи философом, Спенсер говорит об универсальной эволюции, пронизывающей все. Впоследствии он признал идею Дарвина о естественном отборе как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»).
Спенсера считают основателем органической школы в социологии. Социальный эволюционизм: и общество, и различные социальные образования тоже начинают рассматривать подобно биологическому организму. Человек понимается как эволюционирующее существо, его деятельность должна быть соотнесена с эволюционными представлениями. В частности, познание, которое осуществляет человек, тоже начинает пониматься в контексте эволюции. Например, как некий инструмент, который вырабатывает человек во время адаптации в среде обитания. Особенности человеческого познания погружаются в биологический контекст. Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью».
|
|
Р. Авенариус. Авенариус писал сложно для восприятия. Идеи направления известны за счет Маха (он был авторитетен, как ученый). Начнем с Авенариуса. Второй позитивизм называют также эмпириокритицизмом, иногда махизмом. Первый термин употребляют чаще. Он введен Авенариусом. Он сформулировал основные позиции раньше Маха. При «кальке» с немецкого эмпириокритицизм – критика опыта. Авенариус учился в Германии, но его профессиональная деятельность связана с Цюрихским университетом. В 1877-1896 преподавал там индуктивную философию. Главная работа – «Критика чистого опыта» 1888-1890-е года. На русском нет. Есть подробный конспект Луначарского этой работы.
Прослеживается прямая аллюзия на критики Канта. Авенариус предлагает вернуться к естественной концепции мира. С одной стороны есть некие данные (воспринимается нами, что мы думаем по этому поводу), индивиды (больше 1, в отличие от Декарта) – те, кто воспринимают, думают. То, что относится к чистому опыту уже выражено языком (формализовано). Индивиды формулируют некие оценочные суждения. Все это – материал к критике. Главная идея – очистить понятие мира от всяких фикций, фантазий, метафизики. Мир состоит из индивидов, среды, множества отношений между ними. Эта естественная концепция мира для него. Он против различения психического и физического. Это также одна из центральных идей Маха. В картине мира опыт есть непрерывная цепь жизненных реакций организма на среду (сродни Спенсеру – органическая школа социологии (люди подобны другим живым существам, наши знания о мире – результат адаптационной деятельности человека по выживанию в среде), Дарвину). Авенариус предлагает перестать говорить о нормальном и ненормальном опыте (бред, сновидения против твердых знаний). Невозможно расцепить индивида и его среду обитания. Нет среды, как нечто независимого от индивидов. Схоже с законом физики о присутствии наблюдателя, принципиально меняющего наблюдаемую среду. Что представляют собой элементы среды? Есть характеристики, даваемые индивидом: приятное, неприятное и т. д. Это и есть сфера деятельность первого опыта. Зеленое – это психическая или физическая характеристика. Для Авенариуса это различение нерелевантно, вторично. Оно не возникает само собой в естественной концепции мира, его придумали философы. Чистый опыт не зависит от этого разделения.
|
|
Еще один важный момент: принцип экономии мышления. Для автора он вытекает из адаптации к среде. Если наше мышление – продукт адаптационной деятельности, то оно чрезвычайно экономно. Это биологически выгоднее.
Интроекция – это разлом искусственным образом естественного мира на внешнее и внутреннее, бытие и существование, тело и душу, объект и субъект. Если мы рассуждаем, исходя из интроекции, то дело наше плохо. Нам не удастся привести продукты своей мысли в согласие с опытом. Надо отказаться от интроекции.
Концепция нейтральных элементов опыта. Нейтральный элемент — «следы на сетчатке», нельзя разделить субъект и объект.
Эрнст Мах. В первую очередь связан с Веной, где преподавал философию. Центром неопозитивизма, третьего позитивизма будет Вена (венский кружок, во главе уже не он). Мах известен, как физик (число Маха, конус Маха, принцип Маха, критика ньютоновской механики). У него есть книга по механике с критическими очерками о ее развитии.
Основные философские произведения Маха – «Анализ ощущений» – 1885 год и «Познание и заблуждение» – 1905 год. Мах был настолько популярен в начале 20-го века, что все его работы были переведены на русский язык. Часть книг переиздана в последние годы (в том числе и эти 2 книги).
Мах – сторонник феноменализма, как и все представители позитивизма. Единственное, с чем мы имеем дело – явления. Первая концепция – концепция нейтральных элементов мира. Это уже известная нам идея, что в первичном опыте нет разделения на физическое и психическое: «Чувственный мир принадлежит одновременно как области физической, так и области психической. Граница же между физическим и психическим проводится единственно лишь в видах практичности и только условно». Он не спорит, что в ряде случаев мы их различаем, это удобно, но для него это различие условно. Поэтому философ в процессе познания должен работать с нейтральными элементами: цветами, тонами, пространствами, временами, давлением. Нет деления на внешние и не внутренние. Поэтому они нейтральны или универсальны. Для Маха и Милля характерен психологизм: философия познания и психология познания почти одно и то же. Граница между ними размывается. В ответ на эту позицию, возникнет контртенденция – антипсихологизм: психология ученого и объективное содержание научной деятельности – совершенно различные вещи. Различие между психическим и физическим – крайне популярная тема того времени.
Функциональная трактовка опыта Маха: элементы опыта являются для Маха равноправными, однородными. Сходно с Авенариусом (бред сумасшедшего, явь…). Равноправность означает, что между элементами нет предзаданных метафизических отношений (причинно-следственная связь). Есть лишь некая система функциональных отношений. Этот взгляд близок Конту. Но тут все подробнее. «Все постоянства связей исчерпываются взаимной зависимостью элементов» – это и есть функциональное отношение. Функциональность сродни математическим функциям, отношениям. Сходно с Юмом и его критикой причинности. В опыте как таковом, причинных связей не дано. Поиск причин – дело привычки (мы часто встречаем это в опыте). Кант делает другой вывод: причинность – априорная категория рассудка. Представление о причинности – метафизический пережиток. Здесь правильнее использовать понятие функциональной зависимости (математической). Эти вещи попадали в философию через логику.
|
|
Дескриптивизм Маха. Все познавательные функции науки сводятся к описанию, что следует из тезиса функционализма (описание – установление функциональных отношений). Дескриптивизм тесно связан с Кирхгофом (1874 год – задача механики: полностью и наиболее простым образом описать…). Механику пытались перестроить в максимально позитивистском ключе. Даже пытались избавиться от силы (метафизический пережиток), правда, безуспешно. Мах пытается провести дескриптивизм максимально последовательно. Все законы и теории он пытается дать в дескриптивистском ключе. Законы – удобное описание. Научная теория в целом – количественное преимущество по сравнению с простым наблюдением.
Принцип экономии мышления Маха: описания должны быть максимально просты.