Доходы бюджета являются частью централизованных ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Главным источником формирования доходов являются налоги. В доходах Федерального бюджета 90 процентов составляют налоговые поступления. В региональных и муниципальных бюджетах их доля меньше. Вторым методом формирования доходов является государственный кредит; а при чрезвычайных обстоятельствах государство прибегает к эмиссии бумажных денег.
Последние два источника увеличивает государственный долг. Поэтому государство в большей мере использует налоговые доходы. Налоги - это обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Типичная классификация налогов и обязательных платежей может быть выражена схемой (рис.10.3).
Рис. 10.3. Классификация налогов.
Для анализа налоговой системы необходима ее классификация. Классификация налогов - это их группировка, обусловленная методом взимания, характером применяемых ставок, налоговых льгот, бюджета поступления и другими признаками.
|
|
Налоги разделяют на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доход или имущество налогоплательщика. Косвенные - это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.
Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг, а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако, в силу своей скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые. Недовольство может быть достаточно глубоким: в 1986 г. США провели грандиозную налоговую реформу, так как американцы считали, что существовавшая налоговая система несправедлива, что налоги непомерно велики (в 1981 г. 3 часа рабочего дня уходило на выплаты государству, тогда как в 1926 г. менее I часа).
Различия между прямыми и косвенными налогами не выдумка университетских профессоров с целью мучить студентов на экзаменах, как однажды кто-то саркастически заметил. Они имеют под собой серьезные основания, проходя красной нитью сквозь финансовую науку и учение о налогах. Дело в том, что вид и природа происхождения прямых и косвенных налогов совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, которая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи,а не на лица. Поэтому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, торговцев, купцов, содержателей товарных складов и тех, кто занимается перевозкой грузов. Но в итоге, как уже говорилось, они оплачиваются покупателями и потребителями. Поэтому истоки возникновения косвенных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других узких местах торговых отношений.
|
|
В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитивны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадаться, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как прямые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой экономикой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем образования.
Таково правило. Из этого правила выводится еще одно: чем богаче общество, тем большая часть созданного ВВП огосударствляется через налоговую систему. Так, если в ряде европейских стран в начале XX в. налоги составляли примерно 8% общественного продукта, то к его концу превысили 40%, т. е. выросли более чем в 5 раз. Такой рост невозможен без повышения экономического благосостояния. Не случайно сегодня высокоразвитые страны называют еще налоговыми государствами, т. е. государствами, деятельность которых финансируется за счет налоговых поступлений.
В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. После взимания регрессивных налогов степень неравенства увеличивается, так как налоговая ставка падает с ростом дохода. Пропорциональный налог предполагает одинаковую ставку для любого уровня дохода, что не изменяет степень неравенства после взимания налогов. При прогрессивном налогообложении с ростом дохода налоговая ставка увеличивается и степень неравенства сокращается.
В зависимости от органов власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Между налоговой ставкой и налоговыми поступлениями существует зависимость, описываемая кривой Лаффера (рис.10.4)
Рис. 10.4. Кривая Лаффера.
Использование налогов в качестве активного орудия экономической политики тоже вызывает некоторые трудности. Такая политика требует внесения всяческих изъятий, льгот, ужесточения. Но чем сложнее система сбора налогов, чем больше исключений из правил, тем легче уходить от налогов недобросовестным предпринимателям. Не зря основатель российской финансовой науки декабрист Н.И.Тургенев считал простоту обязательным принципом налогообложения.
Налоги выполняют три важнейших функции. Во-первых, фискальную – обеспечивают финансирование государственных расходов. Во-вторых, социальную - поддерживают социальное равновесие путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. В-третьих, регулирующую – осуществляют государственное регулирование экономики, воздействуют на формирование важнейших народнохозяйственных пропорций.
В РФ идет процесс формирования налоговой системы, соответствующей требованиям переходного процесса к рыночной экономике: налоговое законодательство регулируется Налоговым кодексом; идет процесс сокращения общего числа налогов, отменены налоги с оборота; снижаются налоги на бизнес; введен единый социальный налог; вместо подоходного налога введен налог на доходы физических лиц по единой ставке 13%. В дальнейшем, с ростом доходов населения в соответствии с мировой практикой налоговое бремя с хозяйствующих субъектов будет переноситься на доходы населения.
|
|
Самой большой проблемой переходного периода в РФ является уход от уплаты налогов большого числа предпринимателей. По оценкам экспертов эти потери превышают 40% налоговых поступлений.
Закрепление налогов за уровнями бюджетной системы определено налоговым кодексом и федеральными законами о бюджете страны на очередной год.
Так, в законе о бюджете страны на 2003 год, закрепление налогов выглядит так: