Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Государственный долг –общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов.

Внутренний госдолг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг – общий размер задолженности не государственного сектора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота “доходы - расходы”. Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами.

Реальный дефицит государственного бюджета = ((номинальному дефициту государственного бюджета) – величину государственного долга на начало) · (темп инфляции)).

В конечном счете, есть всего три способа решения проблемы бюджетного дефицита. Самый простой, но и самый коварный способ это эмиссия денег, т.е. их выпуск в обращение, чтобы перекрыть недостающую сумму. К сожалению, у нас именно этот способ оказался решающим.

Коварство денежной эмиссии состоит в том, что ее следствием обычно является инфляция со всеми ее бедами как для населения, так и для народного хозяйства.

Второй способ преодоления дефицита это займы внутренние или внешние. Этот способ не столь болезненный, как первый. По этому пути обычно идут развитые рыночные страны, в частности США. Но и у этого способа есть минусы. Это необходимость рано или поздно возвращать долг. А также необходимость выплачивать проценты, что может оказаться очень чувствительным при большой сумме задолженности. Финансисты рекомендуют воздерживаться от дальнейших займов, когда платежи процентов достигают 15 % и выше всех текущих расходов.

Третий способ – реализация части государственного имущества ради покрытия дефицита. Конечно, это возможно в том случае, когда дефицит носит разовый характер. Ясно, что при этом теряется часть национального имущества, находящаяся в собственности государства.

Дефицит государственного бюджета России – причина тяжелейшего недуга финансовой системы. Во-первых, это первотолчок инфляции со всеми ее негативными последствиями. Во – вторых, из-за бюджетного дефицита упирается в нехватку средств любая попытка облегчить положение трудящихся, которые оказались за чертой бедности. В – третьих, из-за нехватки средств резко ослаблены государственные органы, откуда идет утечка специалистов, и где нищенская материальная база. В четвертых, рушатся те сферы общества, которые многие десятилетия находились на государственном финансировании, а ныне оказавшиеся на мели.

;
В макроэкономическом анализе используются относительные показатели задолженности, это:1) Долг 2) Долг

ВНП экспорт товаров и услуг.

;
Показатели потока:

1) Сумма обслуживания долга 2) Сумма обслуживания долга

ВНП экспорт товаров и услуг.

Используется сравнительная динамика показателей.

1) ВНП Долг

Численность населения страны численность населения страны.

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения Госдолга являются:

- увеличение государственных расходов в военное время;

- циклически спады и встроенные стабилизаторы экономики;

- сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

Одним из факторов экономического роста является соотношение долг/ВНП. Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:

1) от величины реальной ставки процента, которая определяет размер процентных выплат по долгу;

2) от темпов роста реального ВНП;

3) от величины первичного дефицита госбюджета.

Первичный дефицит это разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат.

Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВНП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВНП уходит на выплату процентов и возрастает соотношение долг/ВНП, характеризующее бремя долга.

Увеличение налогов, как условие обслуживания растущего долга, может привести к снижению стимулов к труду, к инвестированию и инновациям. Поэтому существование большого государственного долга косвенно ограничивает возможности экономического роста. Чтобы избежать такого положения правительство может рефинансировать долг, т.е. выпустить новый государственный заем и использовать выручку для выплаты процентов по “старым “ долгам. Долговое финансирование дефицита госбюджета увеличивает ставки процента и, следовательно, сокращает инвестиционный спрос.

Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса, частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок при долговом финансировании дефицита бюджета. Однако, если экономика находится в состоянии спада, то рост государственных расходов через эффект мультипликатора будет оказывать стимулирующее воздействие.

Широкомасштабным явлением в настоящее время стала реструктуризация долга, при которой условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата) пересматриваются. Реструктуризация имеет место, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.

Механизмы сокращения внешней задолженности следующие:

1. Выкуп долга – предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг.

2. Обмен долга на акционерный капитал (СВОП) – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций.

3. Замена существующих долговых обязательств новыми (в национальной или иностранной валюте).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: