Дифференцирующие вопросы требуют от собеседника од-нозначного и точного указания отличий двух или нескольких сходных, употребляемых в одинаковых ситуациях или взаимозаменяемых слов, терминов, понятий, выражений. Многозначность языка и точность употребления слов выступают в этом случае на первый план.
В данном типе открытых вопросов, в отличие от определительных, где при ответе требуется дать точную дефиницию, достаточно описания или объяснения.
Их позитивная цель состоит в том, чтобы выяснить значение терминов и понятий, так как это нужно для продолжения разговора, а негативная — задать собеседнику вопросы, на которые сложно ответить непрофессионалу.
Позитивные примеры
• «Вы сказали "предприниматель" — может быть, стоит объяснить, что вы подразумевали?»
• «И какие же именно особые формы культуры существуют, профессор Мюллер?»
• «Как психиатр объясните, пожалуйста, как вы различаете паранойю и шизофрению?»
Негативные примеры
• «Спорим, вы не знаете о трех основных критериях, отличающих паранойю от шизофрении?»
|
|
• «Существует 250 разных определений понятия "совесть". Вы можете описать различия дефиниций, данных этому термину психологом Ханной Арендт и философом Иммануилом Кантом?»
Упражнение
Пожалуйста, закройте книгу или отложите ее в сторону и объясните своими словами, в чем заключаются позитивные и негативные цели вопросов, о которых только что шла речь. Напишите на отдельном листе по три позитивных и негативных вопроса.