к школьному обучению. Современные методы диагностики
готовности детей к школьному обучению
Практическое занятие 2
Учебные вопросы:
1. Готовность детей с ограниченными возможностями к школьному обучению.
2. Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
3. Формирование психологической готовности детей с проблемами в развитии к школьному обучению.
4. Предупреждение трудностей в обучении детей с ограниченными возможностями.
Список рекомендуемой литературы
1. Венгер, А.Л.О критериях готовности дошкольников к школьному обучению / А.Л.Венгер, Е.В. Филипова. — М., 1980.
2. Ребенок идет в школу: Проблемы социальной адаптации / Под ред. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. — М., 1996.
3. Урунтаева, ГА. Дошкольная психология / ГА. Урунтаева. — М., 1999.
4. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. — Н.Новгород, 1994. — 228 с.
5. Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей / У.В. Ульенкова. — М., 1990.
6. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. — М., 1990.
|
|
7. Ульенкова, У.Е. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.Е. Ульенкова // Вопросы психологии. — 1983. — №4.
8. Эльконин, Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д.Б. Эльконин. — М., 1981.
9. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. — М., 1993.
10. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М., 1987.
11. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития / О.Н. Усанова. — М., 1995.
12. Щербо, И.Н. Школьная коррекционно-развиваюшая служба /
И.Н Щербо. — М., 1996.
Методические рекомендации к проведению занятия
В начале занятия предусматривается выступление студентов с реферативными сообщениями и последующий анализ с выделением дифференциальных критериев и уровневой характеристикой готовности детей к школьному обучению. Студенты используют соответствующие литературные источники (2, 5, 10).
По второму вопросу преподаватель акцентирует внимание студентов на схеме исследования готовности (см. приложение № 3, 4, 5) к школе, психодиагностических комплексах, позволяющих оценить степень подготовленности детей к школьному обучению.
Рассмотрение третьего вопроса начинается с обсуждения упражнений, творческих заданий, игр, направленных на формирование готовности детей к школьному обучению. Преподаватель предлагает психокоррекционную программу формирования структурных компонентов психологической готовности к школе (см. приложение № 6).
В конце занятия студенты получают самостоятельное задание по разработке рекомендаций по предупреждению трудностей обучения детей с ограниченными возможностями.
|
|
Практические задания (в период практики на базе ДОУ)
1. Психолого-педагогическое изучение ребёнка в значимых видах деятельности (игровая, речевая, интеллектуальная, продуктивная).
2. Проведение диагностических методик, направленных на изучение интеллектуального и эмоционального развития.
3. Анализ занятий в коррекционных группах по следующему плану:
– методы обучения;
– степень и характер помощи;
– использование в процессе занятия различных форм организации деятельности (индивидуальная, подгрупповая, фронтальная)
– средства обучения;
– уровень познавательной активности;
– стиль педагогической деятельности.
4. Написать конспект сюжетно-ролевой игры.
5. Подобрать дидактические игры для развития мышления, внимания, восприятия.
6. Составить психокоррекционную программу в зависимости от результатов первичной диагностики.
7. Подобрать развивающие игры для коррекции эмоционального развития.
8. Провести фронтальное тестирование с целью оценки уровня готовности ребёнка к школьному обучению.
9. Провести анализ развивающей среды на соответствие возрасту и категории отклоняющегося развития.