Расходы на развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики

Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожного хозяйства, связь и информатика обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации. Транспорт и связь тесно взаимодействуют со всеми сферами хозяйства и социальной сферой общества. Недостаточное развитие инфраструктуры может стать тормозом для эффективного функционирования других отраслей экономики и привести к снижению темпов экономического развития.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки грузов и людей, а также транспортно-экспедиционное обслуживание. Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. К наземным видам транспорта относятся: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный, к подземному – метрополитен, к водным – морской и речной, к воздушному – авиационный.

По назначению транспорт подразделяется на:

- транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения (грузовые перевозки) и перевозки населения;

- транспорт не общего пользования внутрипроизводственного перемещения сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования.

По характеру выполняемых работ он делится на пассажирский и грузовой. Продукция транспорта – перемещение, перевозка грузов и людей. Транспорт общего пользования является основой экономических связей в стране.

Транспорт связывает воедино все отрасли народного хозяйства, удовлетворяет потребности людей в перевозках, а производства – в перевозках сырья, материалов и продукции.

Роль транспорта в экономике государства состоит в том, что он заканчивает процесс создания продукции, доставляя ее потребителю. Известно, что производство продукции только тогда закончено, когда она доставлена потребителю. Эту заключительную стадию производства и осуществляет транспорт общего пользования.

Все виды транспорта в той или иной мере играют важную роль в экономике, в последние годы особенно быстро развивается трубопроводный транспорт (нефтепроводный. газопроводный), имеющий более низкую себестоимость транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам, чем на других видах транспорта. Развитие транспорта зависит в значительной степени от финансирования, в том числе от бюджетного финансирования.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)»

В сфере транспорта в России в последние годы была проведена необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2007 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными.

Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза.

Важное место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 62 процента общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, или 84,3 процента общего грузооборота, осуществляемого всеми видами транспорта (без учета трубопроводного). На автомобильный транспорт приходится 47,4 процента объема коммерческих перевозок грузов, причем удельный вес перевозок железнодорожным транспортом в последние годы сокращается, а автомобильным транспортом растет, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности автомобильного транспорта в определенных сегментах рынка транспортных услуг.

Доля автомобильного (автобусного) транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 57,8 процента. В структуре пассажирооборота 35,4 процента занимает железнодорожный транспорт, 29,4 процента - автомобильный транспорт и 22,6 процента - воздушный транспорт.

Основные общесистемные проблемы развития транспортной отрасли Российской Федерации состоят в следующем:

- наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

- недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов;

- недостаточное качество транспортных услуг;

- низкий уровень экспорта транспортных услуг, в том числе использования транзитного потенциала;

- недостаточный уровень транспортной безопасности;

- усиление негативного влияния транспорта на экологию.

Отрасли транспорта и связи строят свою деятель­ность на условиях самоокупаемости. Однако в бюджетах преду­сматривается финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь связанных с выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигно­вания на финансирование Государственной транспортной ком­пании «Россия», на поддержку северных аэропортов в Диксоне, Анадыре и т. п.

На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного Гидрографического предпри­ятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спаса­тельно-координационной службы, спутниковой системы «КОСПАС — САРСАТ», объектов социальной сферы северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.

Система бюджетного финансирования данных отраслей в нашей стране организована в соответствии с требованиями БК РФ. За счет средств федерального бюджета осуществляется государственная поддержка ж\д, воздушного и морского транспорта. Совместно за счет средств ФБ, БСРФ и местных бюджетов обеспечивается государственная поддержка автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства. Исключительно из местных бюджетов финансируются муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

Тарифная политика – это один из основных способов регулирования инфраструктурных отраслей экономики. Тарифы на ж\д перевозки, услуги портов и аэропортов регулируются на федеральном уровне. На государственном уровне также регулируются тарифы на ряд услуг почтовой связи, междугородные телефонные разговоры.

Субъектами РФ регулируются тарифы на перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщениях.

Абонентская плата за пользованием телефоном, стоимость разговоров по телефонам-автоматам устанавливаются местными органами власти на местах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: