Особенности игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в процессе игры с народной игрушкой

В следующем параграфе работы в качестве одного из условий социализации рассматривается игровое взаимодействие детей среднего дошкольного возраста на основе русской народной игрушки.

Следуя логике исследования, роль русской народной игрушки прослеживается в процессе игрового взаимодействия детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. Под игровым взаимодействием понимается определенный тип поведения ребенка в сюжетно-ролевой игре, опосредуемый ролью, способами воздействия на партнера по игровой деятельности и отношению ребенка к сверстникам.

Для изучения данной темы необходимо разобраться в понятии "взаимодействие". Это понятие имеет междиссциплинарный характер. Особое мнение термину взаимодействия уделяется на страницах филосовских трудов разных авторов. Так, в философии Э.Канта взаимодействие рассматривается как категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. В современном филосовском словаре взаимодействие трактуется как понятие для обозначения воздействия взаимосвязей друг на друга, для от рождения характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания.

Таким образом, характеристика взаимодействия философами позволяет рассмотреть данное понятие, как воздействие одних предметов и объектов на другие; и как отношение, но

при этом всегда взаимодействие ведет к изменению состояния объекта.

Психологи рассматривают взаимодействие в широком и узком смысле. Так, в широком смысле взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, физического и психического. В.И.Мясищев конкретизирует понятие взаимодействия, показывая его связь с деятельностью, и утверждает, что взаимодействие - это элемент любой совместной деятельности, в том числе коммуникативной. Но при этом оно не тождественно понятию взаимоотношение.

В психологии А.С.Петровского, М.Г.Ярошевкого взаимодействие определяется как "процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь". Таким образом, вышеперечисленные филосовские и психологические источники позволяют нам утверждать, что взаимодействие - это некое отношение между предметами, явлениями, людьми, направленное на изменение состояния объекта, человека.

Как известно, игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, потребность растущего организма. По мнению В.Н.Аванесовой, игра "доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребенка формой познания и творческого отображения впечатлений об окружающей действительности. Дети дошкольного возраста приобретают в игре первые навыки общественного поведения: умение взаимодействовать с дгугими людьми, вступать с ними в различные отношения, договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре. Все это делает игру незаменимым средством всестороннего развития и формой организации жизни и деятельности детей". Таким образом, естественной средой взаимодействия для детей является игра, т.к. взаимодействие - это процесс, в ходе которого налаживается контакт, оказывается влияние детей друг на друга, происходит изменение и преобразование объекта через передачу ему опыта, и все это происходит в игровой деятельности.

Л.В.Байбородова выделила следующие типы взаимодействия в группе: "сотрудничество, диалог, соглашение, опеку, подавление, индифферентность, конфронтацию, конфликт". Е. Вовчик - Блакитная, исследуя детские контакты и их мотивы, определила следующие типы взаимодействий: активно - положительный, активно - отрицательный, безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Психологи указывают, что дошкольники обнаруживают большую готовность к взаимодействию в иговой деятельности, где взаимовлияние, которое дети оказывают друг на друга является положительным, что проявляется в развитии игровых умений, развиваются навыки сотрудничества, соподчинения мотивов.

Русская игрушка классифицируется по материалу ее изготовле­ния: деревянные игрушки: куклы - «панки», фигурки птиц и животных, погремушки - шаршунки; щепные игрушки «птица счастья»; берестяные игрушки: корзинки, солонки, посуда, погремушки (шаршунки); хлебные игрушки - козули; тряпичная кукла-поморка; игрушки из природного материала: из разных палочек, ягод, костей животных.

Являясь средством опосредованной передачи социального опыта, народные игрушки отвечают задаче создания условий для свободного социально-ролевого самоопределения, самореализации и саморазвития растущей личности.

Вывод

Специфика игрушки как средства социализации личности состоит в том, что ее духовное содержание не является явным, его нужно вычленить, раскрыть, и только всестороннее действие с игрушкой дает возможность распредметить это содержание и воспринять его.

Содержание игрушки распредмечивается в игровом действии, предполагающем принятие на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки. На основе игрушки формируется игровая ситуация. Игрушка может выступать как самостоятельный партнер, с которым взаимодействует ребенок, и как атрибут, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех (и более) детей и взрослых. С помощью игр и игрушек русский ребенок легко и естественно приобщался к житейской мудрости и субэтносу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: