Анализ результатов формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент ставил целью определить условия и механизмы, способствующие усвоению детьми среднего дошкольного возраста социального опыта и социальных ролей средствами русской народной игрушки.

Задачи данного этапа экспериментальной работы заключались в следующем:

1. Создать в экспериментальной группе единую предметно-развивающей среды (стимулирующей ролевое поведение детей в игре

2. Апробировать социализирующие возможности русской народной игрушки в разных видах жизнедеятельности ребенка.

3. Активизировать стремление ребенка к выполнению роли взрослого в сюжетно-ролевой игре.

В этой связи использовалась методика С.Н. Литвиновой о проблемных игровых ситуациях, ведущих к овладению детьми ролевыми способами игрового взаимодействия. Одновременно осуществлялся дифференцированный подход к детям, находящимся на разных уровнях развития игрового взаимодействия. Детей, относящихся к пассивному уровню, учили устанавливать контакт друг с другом в ролевом поведении при наличии в игре двух ролей (ребенок - ребенок, ребенок - взрослый) и трех ролей (ребенок - взрослый - ребенок). Выступая партнером ребенка в игре, воспитатель стремился вовлечь в игровое действие детей-наблюдателей, подсказать игрушкой развитие сюжета. Не нарушая конституцию игры, при негативных реакциях он слегка видоизменял сюжет, формируя умение словесного и невербального воздействия детей друг на друга с целью функционирования игры. В игровой паре «исполнитель - исполнитель» формировали качества лидера у обоих играющих.

В работе с детьми ситуативного уровня стремились уйти от предметного взаимодействия к ролевому, ибо ребенок среднего дошкольного возраста еще сильно привязан к игрушкам. Детей учили изменять содержание игры, сконцентрировали внимание на усилении выбора помощи сверстникам, затрудняющимся вести роль (диалог или поведение). На данном уровне детей-наблюдателей не было, поэтому основной акцент уделялся исполнителям и лидерам (у последних воспитывали позитивные коммуникативные способы взаимодействия в игре, доброжелательность, умение уступить партнеру по игре).

У детей, относящихся к достаточному уровню игрового взаимодействия, развивали навыки импровизации, умение разрешать проблемные ситуации, требующие от ребенка предвосхищения последующих действий партнеров по игре. А это есть интериоризация игровых действий и способов построения сюжета игры на основе положительного отношения друг к другу.

Представленная методическая работа проходила на фоне развития ориентации ребенка в способах социальных отношений взрослых и использования русской игрушки как атрибута сюжетно-ролевой игры.

Теоретический анализ проблемы и сопоставительная диагностика позволили определить основные педагогические условия, которые обеспечивают воспитание дошкольника как субъекта социализации: погружение детей, родителей и воспитателей в единую культурную среду; создание ситуаций социального опыта детей с различной педагогической инструментовкой; дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия; комплексное использование средств воспитания; воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: