Цель и задачи исследования. Данная диссертационная работа ставит основной целью социально-философское осмысление праздника и модуса праздничности

Данная диссертационная работа ставит основной целью социально-философское осмысление праздника и модуса праздничности. Необходимо раскрыть социально-философский смысл понятия «праздник», показать его место среди близких ему понятий.

Достижение основной цели исследования разворачивается посредством постановки и решения следующих основных задач:

- показать особое место праздничности в социуме как его своеобразной темпоральной характеристики;

предложить развернутое рабочее определение понятия «праздник» в социально-философском плане;

раскрыть внутреннюю связь праздника и ритмов социального времени;

обрисовать праздник как форму социального творчества с точки зрения существования в социуме двух модусов: повседневности и праздничности. В связи с этим - наметить пути осмысления роли социальных революций как бы-тийствующих в специфических праздничных формах;

показать смысл праздника как формы социальной памяти, реализующейся в традициях;

рассмотреть диалектику праздника и повседневности как организации социального порядка и в связи с этим осмыслить роль негативных моментов в празднике (агрессия, вандализм, насилие и т.п.);

раскрыть социальный смысл духовных (эстетических, религиозных, мировоззренческих) аспектов праздника в развитии социума;

выявить основные тенденции и закономерности эволюции форм праздника в историческом процессе;

наметить типологию праздника в новоевропейской цивилизации;

~ проанализировать основные особенности праздника в «постсовременной» России;

- проследить экзистенциальный план проблемы праздника и переживания
его как народом, так интеллигенцией и руководством;

- наметить социально-философское обоснование жизненных стратегий
общественного человека в условиях праздника;

- осмыслить роль социальной телесности в празднике;

- показать роль пира в функционировании празднества.

Методологические основы и теоретические источники исследования
Диссертационное исследование осуществлялось с учетом фундаменталь
ных положений, выработанных мировой и отечественной мыслью примени
тельно к проблеме праздника. Сложность, многоаспектность предмета исследо
вания потребовала обращения к данным не только философии, но и культуро-

8 логии, этнографии, социологии, психологии и других дисциплин. Многосторонний характер предмета исследования и разнородность вовлеченного в орбиту исследования теоретического и исторического материала обусловили необходимость использования методов сравнительно-исторического анализа и междисциплинарного синтеза.

Междисциплинарность данного диссертационного исследования не означает в то же время методологического синкретизма. Особая трудность его состояла, в связи со сказанным в том, чтобы не «сползти» в культурологию или этнографию, отправившись по уже накатанным методологическим колеям, -сохранить специфику социально-философской аналитики по преимуществу. Методы других дисциплин использовались лишь как вспомогательные.

Что касается собственно философской методологии, то в анализе был специально акцентирована методологическая идея констелляции, особо разработанный Г, Лукачем, В. Беньямином и Т.В. Адорно. С этой точки зрения прошлое не уходит, но остается в настоящем «на равных», так же как и будущее просвечивает в конфигуративном отношении прошлого и настоящего. Диалектика в «Stillstand» по В. Беньямину оказывается особо эффективной в социально-философской аналитике праздника.

Особое значение для исследования в целом приобрела «негативная диалектика» Т.В. Адорно, понимаемая не столько как философское упоение самим актом буита и разрушения (что часто ей инкриминируется) но, прежде всего, негативная диалектика как горизонт нового философствования, нацеленного на спасение особенного во всеобщем, на приоритет нетождественного, нового по сравнению с уныло однообразным, повторяющимся и обыденным. Идее констелляции было уделено особое внимание именно в контексте «негативной диалектики» Адорно, предстающей как одна из принципиально других логических форм по сравнению с тем проектом, который конститутивно имеет в себе основной момент всеобщепонятийной структуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: