Дефиниции праздника в специальной нефилософской литературе

В языке зашифрована народная мудрость о празднике. Поэтому начать следует с семантических и этимологических данных. Этимология слова «праздник» восходит к церковнославянскому. Как утверждает М. Фасмер, на такое происхождение указывает фонема «ра». Исконнорусское же слово здесь не «праздный», а «порожний»;4 последнее имеет похожие эквиваленты в других славянских языках. Связь его с какими-то греческими корнями признается этим исследователем недостоверной.

В. Даль не выделяет особой статьи «праздник». Он рассказывает о празднике в статье «праздица» - сторона, празднующая в известный день какому-либо святому. Праздничный день или праздник вообще - день, посвященный отдыху. Это первое значение слова праздник по В. Далю. На втором и третьем месте у него - значения праздника как дня, отмечаемого по уставу церкви или в память и по случаю события гражданского, государственного.6

Д.Н. Ушаков насчитывает 7 значений слова «праздник».7 На первое место им ставится день (или несколько дней подряд) в религиозном обиходе, который связан с памятью какого-то исторического или легендарного события или святого. Скажем, праздник пасхи. Второе значение праздника имеет не религиозный, а светский характер. Праздник - это день торжества в память какого-нибудь выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемого публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т.п. Например, революционные праздники. Третье значение праздника в том, что это официально установленный общий день отдыха по тем дням, которые описаны в первых двух значениях. (То значение, которое В. Даль ставит на первое место). Противоположность этому третьему значению слово - «будни». Четвертое значение: веселье, бал. Пятое значение: день массовых игр, развлечений. Например, спортивный праздник. Шестое значение: Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-то важным, приятным событием. (Д.Н. Ушаков приводит цитату из И.В. Сталина, который называет выборы в Верховный совет праздником.) Седьмое значение - переносное: праздник как испытываемое от чего-то наслаждение (Например, «праздник жизни»). У СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой выделяется только пять значений праздника: первое и второе значения те же, что и у Д.Н. Ушакова, но они поменялись местами. На первое место Ожеговым и Шведовой ставится светский праздник, а на второе - религиозный.8 Третье место занимает значение праздника как дня отдыха, так же как и у Д.Н. Ушакова. Четвертое место занимает значение: день радости и торжества по поводу чего-нибудь. Например, семейный праздник. Сюда, таким образом, входит то, что у Д.Н. Ушакова представляет четвертое и шестое значения. Наконец, пятое значение слова «праздник» у СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой также - день массовых игр и развлечений. И тот же пример - спортивный праздник.

Особо следует выделить художественное осмысление праздника. Здесь укажу только некоторые произведения, где дано глубокое проникновение в суть праздника. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле задает забытый в новоевропейской цивилизации модус бытия как тотального празднования. «Война и мир» Льва Толстого, где приемами романа исследована экзистенция человека впервые попавшего на бал (Первый бал Наташи Ростовой) Э. Хемингуэй обращается к корриде и к сафари, как к экзотическому кровавому праздничному, ставящему под сомнение «беспраздничное», «безблагодатное» повседневное бытие современного человека. Фильм Этторе Скола «Бал» представляет все человеческое бытие в метафоре бала. Фильм Боба Гуссона и Тинто Брасса «Калигула» исследует средствами киноискусства закат римской империи, где театральной псевдопраздничностыо заменяется подлинное человеческое бытие, подлинная история.

Если сопоставить справочные издания по религиозным вопросам, то наблюдается вполне определенная тенденция в отношении к праздникам: справочники, составленные с позиций веры, уделяют праздникам гораздо больше внимания и места, чем религиоведческие справочники, стоящие на позициях более или менее ярко выраженного атеизма и агностицизма.9 Это обнаруживает весьма существенную тенденцию: с «расколдованием» мира роль праздника падает. Его содержание выхолащивается. Но тем не менее праздники остаются. Ведь функциональный их смысл состоит в конституи роваиии инвариантов самой цивилизации.

Приведу несколько хорошо известных примеров праздников, которые связаны с российской цивилизацией и, в известной мере, определяют формы ее бытийствования. Прежде всего, речь идет о Библейских основаниях этой цивилизации. Здесь есть два слоя. Первый слой связан с Ветхозаветной церковью. Здесь подчеркивается, что праздничные дни указаны и узаконены самим Богом. Напомню некоторые из них: во-первых, это суббота - по выражению раввинов - царица праздников. В праздновании субботы воспроизводится миф о сотворении мира: Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил or дел творения. Во-вторых, это Пасха и праздник опресноков. Этот праздник установлен в память избавления евреев от плена и рабства египетского. В-третьих, пятидесятница, праздник седьмиц и праздник жатвы в пятидесятый день по Пасхе. Пятидесятница установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. И так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: