Учебный год, 6семестр. Бакалавриат 050100.62 – Педагогическое образование

Бакалавриат 050100.62 – Педагогическое образование

(профиль «История»)

Очно-заочная форма обучения

Выполнение проблемно-аналитического задания

«Роль «тайных» обществ в борьбе китайского народа против иностранцев».

Данное проблемно-аналитическое задание необходимо выполнить в соответствии с тем, что оно представляет седьмой раздел семинарских занятий в который входит тема: «Формирование многоукладного общества и модернизация в странах Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)» ив которой отражается история Китая XIX - начала ХХ вв.

Феодальное общество Китая при Цинах делилось на множество прослоек, групп, народностей, между которыми были возведены непреодолимые искусственные барьеры, и несмотря на чудовищный гнет и режим бесчеловечного террора, установленные маньчжурскими правителями, ханьцы не прекращали стихийного сопротивления в самых различных формах: бегство в трудноступные горные местности, отказ от уплаты налогов, индивидуальное и групповое неподчинение властям.

В условиях жестокой феодальной реакции открытое сопротивление неизбежно терпело поражение. В такой обстановке наиболее подходящими стали конспиративные формы борьбы. На покоренных силой оружия территориях Китая стали складываться тайные организации, ставившие своей целью свержение власти маньчжуров. Тайные общества стали центром притяжения всех оппозиционных элементов, давали им возможность продолжать борьбу против чужеземного господства

Для написания данного проблемно-аналитического задания студенту необходимо проанализировать истоки возникновения тайных обществ в империи Цин в XIX-начале ХХ вв., и по возможности прописать структуру этих организаций с учётом литературы и источников.

При этом необходимо понять что:

1. Членами этих братств были: крестьяне, ремесленники, бездомный бродячий люд.

2. Вожаками были монахи, мелкие торговцы и служащие, беглые солдаты, выходцы из образованного сословия и даже помещики.

3. Антиманьчжурская направленность являлась общей чертой различных тайных обществ, определяла главные стороны их деятельности.

4. Общим для этих организаций сделался лозунг: «Свергнем Цин, восстановим Мин!» — призыв, выдвинутый на начальном этапе антиманьчжурской борьбы, проходившем под знаменами последних отпрысков минского императорского дома, и «тайные общества» подхватили его. В наивно-монархическом духе лозунг выражал идею восстановления в стране отечественной, китайской власти.

5. В деятельности тайных обществ проявляли себя и стихийные антифеодальные устремления крестьянства и городских низов, так как маньчжурское господство олицетворяло собой не только гнет иноплеменников, но и жесточайшую феодальную эксплуатацию.

6. Угнетенные и обездоленные находили в этих конспиративных организациях материальную поддержку и надежную защиту от притеснений.

7. Темнота и задавленность народных масс, опутанных предрассудками и суевериями, обусловили отсталость антиманьчжурских тайных обществ, их примитивную, религиозно-мистическую окраску.

8. Многие из них имели собственные религиозные доктрины, в которых причудливо переплетались элементы буддизма, даосизма, конфуцианства и других распространенных в Китае религиозных систем.

9. Однако эклектические учения крупнейших тайных обществ лишь прикрывали основное, политическое содержание их деятельности.

10. Горячий патриотизм, стойкое сопротивление господству чужеземных завоевателей делали антиманьчжурскне конспиративные организации популярными в среде китайского населения. Именно этим объясняется их тесная связь со многими народными, прежде всего крестьянскими, выступлениями, их живучесть и неистребимость в периоды жестоких преследований со стороны маньчжурских властей.

12. Наибольший количественный рост и рассвет деятельности тайных обществ относится к середине XIX – первому десятилетию XX в., что связанно, по-видимому, с огромным ростом численности людей, потерявших средства к существованию в результате тех изменений, которыми сопровождалось вторжение иностранного капитала в страну и превращение её в полуколонию капиталистических держав.

13. По мере распространения деятельности тайных обществ на районы, расположенные к северу от Янцзы, и деятельности еретических сект на южные провинции постепенно стирались различия между ними.

14. Ряд тайных обществ, особенно в южных и приморских районах и в бассейне р.Янзцы, приобрёл характер бандитских организаций, тогда как огромное большинство их продолжало сохранять характер примитивных политических организаций, по-прежнему действовавших под лозунгом «Свергнем Цин, восстановим Мин».

15. На рубеже XIX и XX вв. они действовали и под антииностранными, антихристианскими лозунгами. На эти в основном крестьянские организации пытались опереться китайские буржуазные революционеры в конце XIX и в начале XX в.

16. После свержения династии Цин в ходе буржуазной революции 1911-1913 гг. многие тайные союзы традиционного типа прекратили свое существование, поскольку их основная цель была достигнута, другие превратились в организации крестьянской самообороны, третьи – в гангстерские организации.

Исходя из всех положений необходимо

  1. Воспроизвести концепцию ханьской модели «тайного общества»
  2. Найти различия в образе формирования основных «тайных обществ» с учётом имеющихся исходных исторических данных (китайская провинция возникновения общества, их социально-экономические, политические и культурные различия).
  3. Выявить основные пути эволюционного развития в XIX веке «тайных обществ» с учётом тех или иных факторов.
  4. Использовать эту концепцию в сравнительном анализе любых тайных обществ и показать их сходства и различия.
  5. Необходимо помнить, что гуманитарное знание носит преимущественно описательный характер и использует, скорее, индуктивный, нежели дедуктивный подход, и это должно накладывать принципиальные ограничения на уровень теоретического осмысления проблемы.

Необходимо так же подчеркнуть, что реальная практика свидетельствует о том, что в настоящее время пекинское руководство проводит политику «открытых дверей» в отношении капиталистического Запада, этот курс нынешнего руководства Китая вырос отнюдь не на пустом месте. Он имеет прецедент (с учетом, разумеется, особенностей исторических эпох) в китайской истории 2-ой половины XIX в. Этим прецедентом является политика «самоусиления» («цзыцян»). Поборниками проведения политики «самоусиления» путем технической модернизации Китая, опираясь на техническую мощь капиталистического Запада, были наиболее дальновидные представители китайской феодальной элиты (Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан, Ли Хунчжан, Чжан Чжидун), стремившиеся восстановить пошатнувшуюся под ударами капиталистических держав Запада былую мощь Китая и сохранить, а по возможности даже усилить его влияние по крайней мере на страны дальневосточного региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: