Различные виды искусства широко известны уже в самом начале стадии раннепервобытной общины. Однако вопрос о причинах их появления – один из самых спорных. Существуют теории, возводящие искусство к художественному инстинкту, привлечению половых партнеров, потребности в развлечении, побочному результату религиозной практики. Более обоснованным является мнение, что искусство с самого начала отражало и закрепляло общественный опыт, но не в прямой, а в эстетически опосредованной эмоциональной форме. Это объясняют большую конкретность и реалистичность ранних образований п. графики, скульптуры, устного, музыкального и танцевального фольклора.
Ведутся споры о том, когда и как появилось искусство, прежде всего археологически засвидетельствованное изобразительное. Существует мнение, что верхнепалеолитические изображения появились как результат длительного, поэтапного процесса, начало которому было положено чашевидными углублениями и охряными пятнами и полосами на каменных плитках из мустьерского грота Ла Ферраси. По другому времени эти находки говорят лишь о зачатках отвлеченного мышления и изобразительной деятельности, а собственно искусство возникает лишь в уже сформировавшемся человеческом обществе на рубеже верхнего палеолита.
|
|
Одни ученые связывают зарождение искусства с использованием случайно предоставленных природой возможностей (наплывы, пятна на стенах пещер). Другие – с постепенным замещением натуральных останков зверя, которые использовались для имитации охотничьей схватки.
К ранним формам п. искусства относятся пластика, графика и живопись. Это ориньяко-солютрейские женские фигурки, мадленские головы животных. К ориньяку восходят рисунки животных, реже растений и людей, выполненные примитивными одиночными контурами. В мадлене и средиземноморском мезолите они принимают вид выразительных пещерных фресок и многофигурных композиций охотничьего и бытового характера.
Прослеживается возникновение музыки (верхнепалеолитические трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога) и танца (мадленские рисунки).
Акри Брейль выделил 6 гигантов палеолитического искусства (пещер):
1. Альтамира (север Испании). Изображения быков, бизонов, лошадей, козлов, мамонтов. Фигуры динамичны, показаны в разных позах.
2. Ляско (Франция). Огромные красные бизоны, желтые лошади, как бы парящая корова. Изображено животное, похожее на единорога.
3. Нио. Известный зал – Черный салон, где наблюдается значительное скопление фигур. Фигуры объединены в композицию, делались по эскизу. Изображены бизоны, козлы, рыба из семейства лососевых. Продуманность композиций свидетельствует о том, что здесь когда-то было святилище. Есть отпечаток ноги мальчика (обряд инициации)
4. Труа Фрер. Пораженный стрелой бизон, изображен так же колдун, так называемый рогатый бог.
5. Комбарелль. Есть палимпсесты – перекрытие одного изображения другим
6. Фон де Гом
Вопрос №42