В условиях его существования

Человеческая жизнь определяется неизбежной альтернати­­­вой между прогрессом и регрессом, ме­жду возвращением к жи­­­вотному существованию и достижением человеческого бытия. Каждое жела­ние возврата болезненно и непременно ведет к страданиям и психическим заболеваниям, и физиоло­гической или психической смерти (помешательству). Но каждый шаг вперед вызывает страх и со­мнение до тех пор, пока они не будут про­­­являться лишь в незначительной мере.

Кроме физиологически обусловленных желаний (голод, жаж­­­да, сексуальная потребность), все суще­ственные человеческие устремления продиктованы этой полярностью. Человек должен разрешить проблему; в существующей ситуации он никогда не сможет упорствовать в пассивном приспособле­нии к природе. Даже самое совершенное удовлетворение всех его инстинктивных потребностей не разрешит его человеческие проблемы. Самые сильные страсти и потребности - не те, что коренятся в теле, а те, что имеют свои корни в особенностях его существования.

Именно здесь лежит ключ к гуманистическому психоанали­­­зу. Когда Фрейд искал ОСНОВОПОЛА­ГАЮЩУЮ СИЛУ, движущую чело­­­веческими страстями и желаниями, он считал, что нашел ее в ЛИ­БИДО. Но сколь бы ни было сильно сексуальное влечение и все его разновидности, они ни в коем случае не являются самыми могущественными силами в человеке, и их неудовлетворение не есть причина психических расстройств. САМЫЕ МОГУЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, которые определяют по­ведение человека, берут свое нача­­­ло в условиях его существования, в его "человеческой ситуа­­­ции".

Человек не может жить статически, поскольку внутренние противоречия толкают его на поиски равновесия, новой гармо­­­нии вместо утраченной гармонии животного с природой. Если он удовлетво­рил свои животные потребности, человеческие потреб­­­ности будут давать ему новый импульс. В то время как ТЕЛО человека говорит ему, ЧТО он должен есть и чего избегать, его СОВЕСТЬ должна ему подсказывать, какие потребности он ­­­должен культивировать и удовлетворять, а какие - ограничи­­­вать и подавлять. НО голод и аппетит - это функция тела, с которыми человек родился. Со­весть же, хотя она и имеется в потенции, НАПРОТИВ, должна быть управляема людьми и принци­­­пами, которые сами развиваются только с возрастанием культу­­­ры.

Все страсти и устремления человека являются попыткой ДАТЬ ОТВЕТ на п р о б л е м у СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, или мож­­­но сказать, что, это попытка избежать душевного заболевания. Как пси­хически здоровые люди, так и невротики одержимы пот­­­ребностью найти ответ на данный вопрос.

Р а з л и ч и е лишь в том, что о д и н ответ в большей степени, чем д р у г о й, соответствует общим потребностям человека и потому скорее ведет к развитию его сил и счастья.

Все КУЛЬТУРЫ предлагают сложившиеся системы, в которых господствует определенное реше­ние, а тем самым известные устремления и формы их удовлетворения. Имеем ли мы дело с прими­тивной религией, с теистической или нетеистической ре­­­лигией, - все они представляют собой попытку найти ответ на проблему существования человека. Высокоразвитые культуры и совершенно варвар­ские культуры имеют одну и ту же функцию; единственное их различие состоит в том, лучше или хуже явля­­­ется найденный ответ.

Тот, кто отклоняется от культурного образца, также на­­­ходится в поисках этого ответа, как и его бо­лее приспособ­­­ленный собрат. Его ответ может быть лучше или хуже ответа, который дает культура, но в любом случае речь идет о том же фундаментальном вопросе, поставленном человеческим суще­ство­­­ванием.

В этом смысле ВСЕ культуры религиозны и каждый невроз есть частная форма религии, при усло­вии, что мы б у д е м п о н и м а т ь п о д р е л и г и е й ПОПЫТКУ НАЙТИ ОТВЕТ НА ПРО­БЛЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Чудовищную энергию, породившую психические заболевания, а также энергию, скрытую в искус­стве и религии, нельзя по­­­нять как следствие фрустрированных и сублимированных челове­­­ческих по­требностей. Речь идет скорее о попытках решить проблему ПОЛНОГО РОЖДЕНИЯ человека в ка­честве человека. ВСЕ ЛЮДИ идеалисты, и они не могут обойтись без того, ­­­чтобы не быть идеали­стами (если п о д и д е а л и з м о м понимать СТРЕМЛЕНИЕ К УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНО­СТЕЙ, которые являются с п е ц и ф и ч е с к и ч е л о в е ч е с к и м и и выходят за рамки физиологи­ческих потребностей организма). Единственное различие заключается в том, что одна разновид­­­ность идеализма приводит к хорошему и адекватному решению данной проблемы, а другая - к решению плохому и деструктив­­­ному. решение относительно того, что хорошо, а что плохо мы должны принять основываясь на знании природы человека и за­­­конов, определяющих ее развитие.

КАКОВЫ ЖЕ ПОТРЕБНОСТИ И СТРАСТИ, берущие свое начало в существовании человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: