Человеческая жизнь определяется неизбежной альтернативой между прогрессом и регрессом, между возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия. Каждое желание возврата болезненно и непременно ведет к страданиям и психическим заболеваниям, и физиологической или психической смерти (помешательству). Но каждый шаг вперед вызывает страх и сомнение до тех пор, пока они не будут проявляться лишь в незначительной мере.
Кроме физиологически обусловленных желаний (голод, жажда, сексуальная потребность), все существенные человеческие устремления продиктованы этой полярностью. Человек должен разрешить проблему; в существующей ситуации он никогда не сможет упорствовать в пассивном приспособлении к природе. Даже самое совершенное удовлетворение всех его инстинктивных потребностей не разрешит его человеческие проблемы. Самые сильные страсти и потребности - не те, что коренятся в теле, а те, что имеют свои корни в особенностях его существования.
|
|
Именно здесь лежит ключ к гуманистическому психоанализу. Когда Фрейд искал ОСНОВОПОЛАГАЮЩУЮ СИЛУ, движущую человеческими страстями и желаниями, он считал, что нашел ее в ЛИБИДО. Но сколь бы ни было сильно сексуальное влечение и все его разновидности, они ни в коем случае не являются самыми могущественными силами в человеке, и их неудовлетворение не есть причина психических расстройств. САМЫЕ МОГУЩЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ, которые определяют поведение человека, берут свое начало в условиях его существования, в его "человеческой ситуации".
Человек не может жить статически, поскольку внутренние противоречия толкают его на поиски равновесия, новой гармонии вместо утраченной гармонии животного с природой. Если он удовлетворил свои животные потребности, человеческие потребности будут давать ему новый импульс. В то время как ТЕЛО человека говорит ему, ЧТО он должен есть и чего избегать, его СОВЕСТЬ должна ему подсказывать, какие потребности он должен культивировать и удовлетворять, а какие - ограничивать и подавлять. НО голод и аппетит - это функция тела, с которыми человек родился. Совесть же, хотя она и имеется в потенции, НАПРОТИВ, должна быть управляема людьми и принципами, которые сами развиваются только с возрастанием культуры.
Все страсти и устремления человека являются попыткой ДАТЬ ОТВЕТ на п р о б л е м у СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, или можно сказать, что, это попытка избежать душевного заболевания. Как психически здоровые люди, так и невротики одержимы потребностью найти ответ на данный вопрос.
|
|
Р а з л и ч и е лишь в том, что о д и н ответ в большей степени, чем д р у г о й, соответствует общим потребностям человека и потому скорее ведет к развитию его сил и счастья.
Все КУЛЬТУРЫ предлагают сложившиеся системы, в которых господствует определенное решение, а тем самым известные устремления и формы их удовлетворения. Имеем ли мы дело с примитивной религией, с теистической или нетеистической религией, - все они представляют собой попытку найти ответ на проблему существования человека. Высокоразвитые культуры и совершенно варварские культуры имеют одну и ту же функцию; единственное их различие состоит в том, лучше или хуже является найденный ответ.
Тот, кто отклоняется от культурного образца, также находится в поисках этого ответа, как и его более приспособленный собрат. Его ответ может быть лучше или хуже ответа, который дает культура, но в любом случае речь идет о том же фундаментальном вопросе, поставленном человеческим существованием.
В этом смысле ВСЕ культуры религиозны и каждый невроз есть частная форма религии, при условии, что мы б у д е м п о н и м а т ь п о д р е л и г и е й ПОПЫТКУ НАЙТИ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Чудовищную энергию, породившую психические заболевания, а также энергию, скрытую в искусстве и религии, нельзя понять как следствие фрустрированных и сублимированных человеческих потребностей. Речь идет скорее о попытках решить проблему ПОЛНОГО РОЖДЕНИЯ человека в качестве человека. ВСЕ ЛЮДИ идеалисты, и они не могут обойтись без того, чтобы не быть идеалистами (если п о д и д е а л и з м о м понимать СТРЕМЛЕНИЕ К УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ, которые являются с п е ц и ф и ч е с к и ч е л о в е ч е с к и м и и выходят за рамки физиологических потребностей организма). Единственное различие заключается в том, что одна разновидность идеализма приводит к хорошему и адекватному решению данной проблемы, а другая - к решению плохому и деструктивному. решение относительно того, что хорошо, а что плохо мы должны принять основываясь на знании природы человека и законов, определяющих ее развитие.
КАКОВЫ ЖЕ ПОТРЕБНОСТИ И СТРАСТИ, берущие свое начало в существовании человека?