Следующий аспект человеческой ситуации, который тесно связан с потребностью в соотнесенности - это ситуация человека как ТВАРНОГО существа и его потребность преодолеть данное состояние пассивного существования.
Человек был заброшен в этот мир без его знания, согласия или желания и будет из него изъят также без его согласия и желания. В этом отношении он не отличается от животных, растений и неорганической материи. Но поскольку человек наделен разумом и силой воображения, он не может довольствоваться пассивной ролью твари, смириться с ролью случайно брошенного жребия. Ему не терпится преодолеть роль тварного существования: он сам становится "Творцом".
Человек, как и все живые существа, может создавать жизнь; отличие в том, что он один осознает себя одновременно и тварью творцом. Человек (женщина) может воспроизводить жизнь. Люди - мужчины и женщины - могут производить определенные вещи: сеять хлеб, изготавливать материальные предметы, создавать произведения искусства, идеи и любить друг друга.
|
|
В акте творчества человек трансцендирует самого себя как тварное существо, он поднимается себя над пассивностью и случайностью своего существования в область целенаправленности и свободы. Потребность человека в трансценденции - одно из начал любви, а также искусства, религии и материального производства. Предпосылкой творчества являются активность, забота и любовь к тому, что создается.
Может ли человек решить проблему трансцендентации самого каким-либо иным образом, кроме как через способность творить и любить? На эту потребность трансценденции есть и другой ответ: Если я не могу СОЗДАТЬ ЖИЗНЬ, то я могу ее РАЗРУШИТЬ. И в разрушении жизни я могу ее трансцендировать.
В том, что человек может разрушать жизнь, есть нечто столь же чудесное, как и в том, что он может создавать ее, поскольку жизнь - это чудо необъяснимое. В акте разрушения человек ставит себя над жизнью, он трансцендирует себя как тварное существо. Таким образом, человек, поскольку он чувствует необходимость трансцедировать себя, поставлен в ситуацию крайнего выбора создавать или разрушать, любить или ненавидеть.Колоссальная сила воли к разрушению, которая прослеживается в истории человечества и свидетелями которой мы становимся в наше время, КОРЕНИТЬСЯ В ПРИРОДЕ человека, как и потребность что-то создавать.
Если говорят, что человек способен развить свой первоначальный потенциал ДЛЯ ЛЮБВИ И РАЗУМА, то это вовсе не означает наивной веры говорящих в добродетель человека от природы. ДЕСТРУКТИВНОСТЬ есть другая возможность развития, которая сама корениться в человеческом существовании и которая имеет ту же интенсивность и силу, какую может иметь любая страсть.
|
|
Но - и это существенный момент, к которому я подвожу, она есть лишь альтернатива творчеству. Создавать и разрушать, любить и ненавидеть - это не две величины, существующие независимо друг от друга. Обе эти возможности являются ответами на одну и ту же потребность в трансценденции. Желание разрушать должно возникнуть тогда, когда не может быть удовлетворено желание что-то создавать. Удовлетворение потребности к творчеству ведет к счастью; разрушение ведет к страданию, и прежде всего для самого разрушителя.