Задания. Задание 1. Сопоставьте определения риторики, выделите в них общее и отличия

Задание 1. Сопоставьте определения риторики, выделите в них общее и отличия. Какое из этих определений, на ваш взгляд, составлено с наибольшей объясняющей силой и практической целенаправленностью?

«Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

(Аристотель)

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить».

(Цицерон)

«Красноречие есть искусство о всякой данной категории красиво говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

(М.В. Ломоносов)

«Риторика – филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Непосредственная задача риторики – прозаическая речь или публичная аргументация».

(проф. А.А. Волков)

«Риторика – теория, мастерство и искусство красноречия».

(проф. А.К. Михальская)

«Риторика – теория речи как инструмента развития общества».

(проф. Ю.В. Рождественский)

Задание 2. Приведите в пример человека, который, по вашему мнению, наделен выдающимся даром слова. Что в его речи вам представляется наиболее поучительным? Есть ли среди известных вам людей такой человек, чья речь вызывает у вас неприятие? Почему? Подготовьте выступление на эту тему (3 минуты).

Условия: 1) будьте сдержаны в своих заключениях и оценках;

2) «не переходите на личности»;

3) стремитесь выражать свои мысли конкретно.

Задание 3. Ознакомьтесь с фрагментами из трактата Цицерона «Оратор». Какие части античного канона затрагиваются здесь? Что именно говорится о каждой из них? Какие из приведенных рекомендаций сохранили актуальность сегодня? Какой этап подготовки ораторской речи Цицерон считает самым важным? Согласны ли вы с этим?

«Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать...

Действительно, найти и выбрать, что сказать, – великое дело: это – как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в каком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот оратор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или политической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй – определениями, третий – понятиями о правоте и неправоте. <...>

А с какой заботою он расположит все, что найдет! – ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, доставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, между ними вдвинет слабые.

Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть оратор в отношении двух первых частей красноречия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать. <...>

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; а другие любят отдельные, расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто превосходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы чистоте и прозрачности своего рода речи; другие, пользуясь жестокими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что они желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными, то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.

«Как сказать?» – это вопрос, относящийся и к произнесению, и к изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. <....>

Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных – мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся – трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний – низкого, высокого и переменного – достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напе-
вах. <...>

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать – изредка и не на много, не ступать вперед – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом; зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и опускать их в спокойных.

А какое достоинство, какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза – ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь».

Задание 4. Прочитайте русские народные пословицы, взятые из сборника В.И. Даля. Какие выводы о характере русского народного речевого идеала можно сделать на их основании. Приведите примеры, иллюстрирующие данные пословицы.

1. Язык поит и кормит, и спину порет. 2. Красна речь слушаньем, а беседа смирением. 3. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
4. Много наговорено, да мало переварено. 5. Что про то говорить, чего нельзя воротить? 6. В добрый час молвить, в худой промолчать.
7. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 8. Не всякому слуху верь, не всякую правду сказывай. 9. Кстати промолчать, что большое слово сказать. 10. От приветливых слов язык не отсохнет.

Задание 5. В 1958 году в США был принят «Закон об образовании ради национальной обороны», который явился реакцией американских политиков на советские успехи в космосе. Данный закон предполагал значительное увеличение часов на изучение предметов, обеспечивающих развитие языковой способности учащихся (VI – ХII кл.). Как вы думаете, почему американские законодатели выбрали именно такую стратегию в области народного образования? Что дает для науки и производства развитие умения воспринимать и создавать речь?

Задание 6. Ознакомьтесь с высказываниями (прил. 1) «Духовные писатели о языке». Какие высказывания обратили на себя ваше внимание? Почему? Каковы традиционные требования к речи в духовной морали? Насколько они приложимы к речевому поведению современного человека?

Задание 7. В данных отрывках определите виды речей по цели.

1. Есть люди, о которых, не зная, как они поступили в данном случае, можно сказать наверное: «Я знаю этого человека, он честен; он не мог украсть». To же самое можно сказать относительно Дементьева: если, по отзывам одного из генералов, Осипова, он характера тихого, смирного, если, по отзыву генерала Платова, он строго исполняет свои служебные обязанности, если, по отзыву генерала Фризе, это такой человек, в котором военная дисциплина въелась до мозга костей, то решительно невероятно, как такой человек мог совершить то, что ему приписывают. Это идет вразрез со всем его прошлым.

(Спасович В.Д. Речь в защиту Дементьева)

2. Уважаемые студенты! Вы имеете уникальную возможность ещё раз втретиться с артистами театра «Свободное пространство»
5 октября (пятница), которые приглашают всех желающих на открытую репетицию нового спектакля «Ночь».

(Объявление)

3. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на её становление и современный облик. Это был ве-личайший философ античности, учитель знаменитого Платона – Сократ, живший в Афинах в 470 – 399 гг. до н.э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал свой новый подход к познанию и обобщению действительности лишь в беседах со своими учениками.

(А.К. Михальская)

4. Родина моя, тебе выпало трудное испытание, но ты выйдешь из него с победой, потому что ты сильна, ты молода, ты добра, добро и красоту ты несёшь в своём сердце. Ты вся в надеждах на светлое будущее, ты его строишь своими большими руками, за него умирают твои лучшие сыны!

(Д.Э. Розенталь)

Занятие 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: