Занятие 3. Тема: Логические и психологические основы риторики

Тема: Логические и психологические основы
риторики

Существуют три основных способа воздействия на личность:

– убеждение;

– внушение;

– принуждение.

Убеждение – это изменение точки зрения собеседника путем приведения аргументов. Это могут быть как логические, так и психологические (эмоциональные) аргументы.

Внушение – это форма речевого воздействия без аргументов, именуемая также суггестией.

Принуждение – это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий.

В риторике существуют такие понятия как риторический пафос и риторический логос, с помощью которых воздействуют на слушателя.

Риторический пафос – это соединение общего пафоса с ораторс-кой позицией. Виды пафоса:

1) героический;

2) сентиментальный;

3) романтический;

4) натуралистический.

Пафос – это условие психологического и эмоционального воздействия на человека, само же воздействие осуществляется при помощи психологических аргументов. Поль Сопер выделяет следующие эмоциональные (или психологические) интересы, на которых и строятся аргументы:

а) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей;

б) материальные, экономические и социальные интересы публики;

в) чувство собственного достоинства собравшихся (не допускать обидных намеков);

г) истина и право (стремление людей к правде и справедливости; каждый стремится оправдать свои действия в собственных глазах).

Риторический логос – владение интеллектуальными ресурсами, аргументацией, т.е. совокупностью словесно оформленных ходов мысли во взаимосвязанных высказываниях, приводящих к согласию и присоединению аудитории.

Речь оратора конечной своей целью должна иметь присоединение аудитории.

Присоединение – это готовность принять позицию оратора. Средствами осуществления риторического логоса являются логические аргументы. Среди них выделяют следующие:

а) индукция – факты и их обобщение;

б) аналогия;

в) умозаключение о причинной зависимости;

г) дедукция – умозаключение из общего положения.

Наиболее распространена в риторике дедукция, которая состоит из трех суждений: большой посылки (общего положения); малой посылки (суждения, ведущего к применению общего положения); заключения. Это называется силлогизмом.

Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух суждений, связанных общим термином, с необходимостью следует вывод.

Пример: Все люди смертны. Сократ тоже человек. Следовательно, Сократ смертен.

Энтимема – умозаключение с опущенной посылкой или выводом, которые подразумеваются и истинность или степень правдоподобия которых представляются очевидными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: