Тема: Логические и психологические основы
риторики
Существуют три основных способа воздействия на личность:
– убеждение;
– внушение;
– принуждение.
Убеждение – это изменение точки зрения собеседника путем приведения аргументов. Это могут быть как логические, так и психологические (эмоциональные) аргументы.
Внушение – это форма речевого воздействия без аргументов, именуемая также суггестией.
Принуждение – это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий.
В риторике существуют такие понятия как риторический пафос и риторический логос, с помощью которых воздействуют на слушателя.
Риторический пафос – это соединение общего пафоса с ораторс-кой позицией. Виды пафоса:
1) героический;
2) сентиментальный;
3) романтический;
4) натуралистический.
Пафос – это условие психологического и эмоционального воздействия на человека, само же воздействие осуществляется при помощи психологических аргументов. Поль Сопер выделяет следующие эмоциональные (или психологические) интересы, на которых и строятся аргументы:
|
|
а) физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей;
б) материальные, экономические и социальные интересы публики;
в) чувство собственного достоинства собравшихся (не допускать обидных намеков);
г) истина и право (стремление людей к правде и справедливости; каждый стремится оправдать свои действия в собственных глазах).
Риторический логос – владение интеллектуальными ресурсами, аргументацией, т.е. совокупностью словесно оформленных ходов мысли во взаимосвязанных высказываниях, приводящих к согласию и присоединению аудитории.
Речь оратора конечной своей целью должна иметь присоединение аудитории.
Присоединение – это готовность принять позицию оратора. Средствами осуществления риторического логоса являются логические аргументы. Среди них выделяют следующие:
а) индукция – факты и их обобщение;
б) аналогия;
в) умозаключение о причинной зависимости;
г) дедукция – умозаключение из общего положения.
Наиболее распространена в риторике дедукция, которая состоит из трех суждений: большой посылки (общего положения); малой посылки (суждения, ведущего к применению общего положения); заключения. Это называется силлогизмом.
Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух суждений, связанных общим термином, с необходимостью следует вывод.
Пример: Все люди смертны. Сократ тоже человек. Следовательно, Сократ смертен.
Энтимема – умозаключение с опущенной посылкой или выводом, которые подразумеваются и истинность или степень правдоподобия которых представляются очевидными.