Искусство республики

Первое поселение на месте Рима, вероятно, было этрусским1. Приблизительно к середине VI в. до н.э. слияние древних поселений северо-восточнее устья Тибра превратило Рим в самое сильное государство Лация2. Правившие в римской гра­жданской общине этрусские цари в конце VI в. до н.э. были изгнаны римской ари­стократией, установившей с этого времени республику.

Культура Рима в первые века республики развивалась медленно, формируясь под влиянием художественной культуры этрусков.

От этрусков к римлянам перешли бои гладиаторов, начавшиеся с варварско­го обычая умерщвлять на могиле тирана рабов. Этруски создали популярный у римлян тускский ордер, в основе которого лежат пропорции дорического. Этру­ски владели техникой фрески, и в их многочисленных гробницах, названия кото­рых определялись тем или иным персонажем либо сюжетом (гробница быков, львиц, леопардов, щитов, охоты и рыбной ловли), ничто не напоминало о смер­ти. Сюжеты были самыми разными - от эпизодов Троянской войны до жанровых сцен - и очень динамичными, а краски использовались не темные и мрачные, а яркие и светлые.

Во II в. до н.э. Рим подчинил себе Грецию и Пергамское царство в Малой Азии. Победа над Грецией обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался под влиянием высококультурного про­тивника. Римский поэт Гораций писал: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Наций суровый искусства внеся».

Прежде всего римляне позаимствовали у греков пантеон богов. Культ их сло­жился на этой земле в далеком прошлом и был, без сомнения, вполне самостоя­тельным, но атрибуты многих богов и их функции взяты у греков. Главное место в римском пантеоне занимал Юпитер-громовержец, могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури. Янус, уступивший свои функ­ции Юпитеру, стал божеством времени, владыкой всех начал: дня, месяца, года. Яростный бог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чья слава началась с основателя города Рима - Ромула - сына Марса. Боги­ня домашнего очага Веста почиталась как покровительница государства. Функции Геры, Афины, Гермеса, Афродиты, Диониса выполняли соответственно Юнона, Минерва, Меркурий, Венера, Вакх.

Однако в римском пантеоне богов было значительно больше, нежели в гре­ческом. «Наша страна, - отмечал римский писатель Петроний, - до такой степени загромождена богами, что у нас легче найти бога, чем человека». И действительно, не было явления, которое не находилось бы под неусыпным наблюдением небожи­телей.

Влияние греков сказалось и на римской архитектуре. Этрурия дала римлянам арку, Греция - ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительный обиход аркаду. Аркада стала излюблен­ным архитектурным мотивом и памятника, и моста, и театра, и акведука. Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать вполне само­бытную и величественную архитектуру, особенно во времена республики. К тра­диционным греческим ордерам римляне добавили позаимствованный у этрусков

1 Этруски, или туски, - племена, жившие в I тысячелетии до н.э. на территории Апеннинского
полуострова.

2 Наций - область в Центральной Италии, где был основан город Рим.


тускский и вычурную капитель, соединившую ионические волюты с коринфским аканфом. Именно в этой пышной архитектуре нашли наиболее полное выраже­ние государственные идеи Рима. Не монументальные пластические образы, как в греческом искусстве, а грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триум­фальные арки и колонны прославляли мощь республики.

Битвы, походы, торжественные церемонии, носящие официальный характер, -все сразу же фиксировалось в архитектурных формах. И не только. Практический, утилитарный дух, присущий римлянам, проявлялся в создании необходимых в по­вседневной жизни сооружений: стратегических дорог, мостов, акведуков, городов. Самым крупным городом становится Рим, окруженный валами и крепостными сте­нами. В основе его планировки лежала планировка римского военного лагеря.

С севера на юг шла главная улица шириной от 10 до 20 м, с запада на вос­ток ее пересекала другая до 6 м шириной. Широкие улицы обрамлялись рядами высоких колонн, украшенных скульптурными портретами, статуями и различ­ными культовыми изваяниями. Вдоль улиц устраивались богато декорирован­ные портики, защищавшие от палящих лучей солнца. Параллельно центральным магистралям шли другие улицы, но значительно меньших размеров. На пересе­чении дорог устанавливали арки, через которые можно было двигаться в разных направлениях. Множество величественных ворот и триумфальных арок обрамля­ли входы в город. В центре его, согласно римской традиции, располагались фо­рум1, курия2, претория3, базилика4 и Капитолий - верхний храм; возводились театры, библиотеки, термы5.

Акрополем (священным холмом) служил неприступный Капитолийский холм, куда, по преданию, была выброшена корзинка с Ромулом и Ремом и где волчи­ца их выкормила. На Капитолии был выстроен храм трех богов: Юпитера, Юно­ны, Минервы. В ложбине между холмами Аветин и Палатин в эпоху республи­ки был построен ипподром - цирко Массимо, самый большой в Риме, по его образцу строились все другие подобные сооружения. Трибуны были камен­ные и вмещали около 200 тыс. зрителей. Подиум - высокая прямоугольная плат­форма с лестницей, - продольно разделяющий цирко, назывался «спина», а оба его торца - «мете». «Спина» была богато украшена архитектурными элемента­ми, в частности алтарями, египетскими обелисками и статуями, вывезенными из Греции.

Из памятников республиканской поры сохранились построенная в IV в. до н.э. крепостная стена, получившая (ошибочно) имя этрусского царя Сервия Туллия, и Аппиева дорога, построенная на средства римского цензора6 Аппия Клавдия. Пря­мая, как стрела, она служила гонцам и легионерам. Со временем по обочинам до­роги стали строить мавзолеи и гробницы.

Размещение гробниц вдоль дорог является отличительной чертой искусства эпохи республики. Гробницы были самой причудливой формы. Наиболее знаме­нитая гробница Цецилии Метеллы (жены триумвира Красса) построена в виде цилиндра, водруженного на кубическое основание; ее верхнюю часть украшал фриз с гирляндами и мордами быков (зубцы появились только в Средние века). В форме египетской пирамиды была возведена гробница Цестия, жреца Юпите-

1 Форум - площадь, рынок, являющиеся центром политической жизни в Древнем Риме. 1 Курия - административный центр города.

3 Претория - место пребывания военачальника.

4 Базилика - место суда и заключения торговых сделок.

5 Термы - бани.

6 Цензор - должностное лицо, осуществляющее контроль над государственными финансами.


pa; урна с прахом помещалась в основании пирамиды. Благодаря усыпальнице, выстроенной на пересечении двух древних, подходивших к Риму дорог, вошел в историю Еврисак, владелец крупных пекарен и булочных. На цоколе постамента стоят мощные круглые и прямоугольные столбы. Над ними проходит фриз с эпи­тафией покойному. Стены зияют круглыми отверстиями, в которых одни иссле­дователи видят жерла печей, другие - устья лежащих пифосов (сосудов для хра­нения зерна). Гробницу венчает фриз, воспроизводящий с традиционно римской пунктуальностью сцены работы пекарей.

Самым замечательным памятником эпохи республики стал форум Романо близ Капитолия, вмещавший все традиционные для римского города постройки. Здесь был храм, посвященный Сатурну, богу урожая. Напротив курии простиралась пло­щадь, где происходили общие собрания народа, с трибуной-рострой, украшенной носами трофейных кораблей (от лат. rostrum - нос корабля). На форуме была и ба­зилика, построенная при Юлии Цезаре и названная в его честь. Здесь вершили суд и заключали торговые сделки. Сзади размещались лавки - таберне. Обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел веч­ный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые про­живали в расположенном рядом с храмом роскошном Доме весталок.


Форум Романо. Рим

 

Храм Юлия Цезаря, первый храм, посвященный смертному, был воздвигнут на том месте, где сожгли останки диктатора. С этого времени (20 г. до н.э.) вошло в обычай воздавать божественные почести героям и властителям империи. Через весь форум шла виа Сакра, священная дорога, по которой проходили триумфальные ше­ствия полководцев и императоров, приносивших жертвенные дары в храм Юпите­ра, Юноны и Минервы на Капитолии.


Храмы в Древнем Риме строили по типу греческих. В храмах прямоугольной формы, построенных на высоком подиуме, как в эпоху эллинизма, вход имелся с одной стороны, и к глубокому портику вела широкая лестница. Колонны, окру­жающие в греческих храмах целлу, в римском создавали лишь иллюзию колонна­ды, ибо выступали из стен на половину объема. Тем самым греческий ордер ли­шался конструктивной функции, выполняя только декоративную. Образцом прямоугольных храмов республики можно считать храм Фортуна Вирилес на Бычьем форуме.

Возводились также круглые храмы на цоколе - ротонды, лестница в них рас­полагалась только со стороны входа, подчеркивая тем самым значение продоль­ной оси. Эта особенность римских круглых храмов - сочетание круговой компо­зиции и продольной оси - получила развитие в эпоху империи и легла в основу крестово-купольного храма. Круглые храмы периода республики посвящались Ве­сте и строились на форумах.

Особую прелесть римского города составляли фонтаны и водоемы. Это были, как правило, квадратные бассейны, но сам источник отделывался весьма искусно: вода текла из разинутой пасти животного или опрокинутого сосуда.

Большую часть зданий в Риме составляли многоквартирные доходные дома высотой до 20 м, сдававшиеся внаем. Знатные римляне жили в собственных до­мах, состоявших из одноэтажного четырехугольного просторного покоя, вокруг которого группировались меньшие помещения. Дома выходили на улицу глухи­ми стенами; на пороге красовалось выложенное мозаикой приветствие: «Будь здо­ров!» Заходя в дом, посетитель попадал в прихожую - вестибюль, который также украшали мозаикой из мелких кусочков мрамора. Из вестибюля вход вел в па­радный зал для приема гостей - атриум, в центре которого находился бассейн, куда вода попадала через отверстие в крыше. За атриумом располагались каби­нет хозяина и две столовые - летняя с выходом в сад и зимняя с глухой стеной. Из атриума двери вели в спальни, кухонные, складские, подсобные помещения. Помещения освещались через двери и отверстие в крыше атриума. К домам со­стоятельных граждан пристраивали дворик с внутренней колоннадой для отдыха семьи. Эти дворики украшали статуями богов и предков, фонтанами, цветочными клумбами.

В оформлении внутренних покоев значительную роль играла настенная жи­вопись. Фрески, найденные при раскопках Помпеи, Геркуланума, Статий, дают о том представление. Росписи были бессюжетными, они просто имитировали мра­морные плиты, так называемый первый помпейский стиль, или инкрустационный. Этот стиль отвечал скромному быту римлян II в. до н.э. На стенах объемно вы­полняли все архитектурные детали: цоколь, пилястры, карниз - и расписыва­ли, имитируя в цвете и рисунке отдельные породы мрамора. В I в. до н.э. возник стиль, получивший название второго помпейского или перспективного. Римская республика в результате завоеваний обширных территорий сделалась богатой ми­ровой державой, соответственно и люди стали украшать жилища более сложными композициями. На совершенно гладкой поверхности стены изображали фасады зда­ний, убегающие вдаль колоннады и отдельные человеческие фигуры в натураль­ную величину на пейзажном фоне. В росписях этого стиля встречаются весьма сложные многофигурные композиции. Таковы росписи виллы Мистерий в Помпе-ях с изображением сцен дионисийского культа, фрески дома на Эсквилинском хол­ме, воспроизводящие пейзажи далеких стран, где побывал Одиссей (см. цв. вкл.).

Второй стиль очень тонко отразил дух поздней республики - стремление вы­рваться за пределы помещения, преодолеть сковывающие, стесняющие рамки.


Росписи второго помпейского стиля. Фрагменты. Вилла Мистерий. Помпеи

В росписях заметно желание раздвинуть стену, показать ее в виде высокой ограды, поверх которой виднеется небо, верхние части соседних зданий.

К числу памятников скульптуры времен республики относятся сохранившиеся во множестве рельефы на исторические и бытовые сюжеты на фризах, выполнен­ные, впрочем, весьма сдержанно. Так же, без пафоса и излишней эмоционально­сти, создавались статуи и портретные бюсты, являющиеся самым распространен­ным жанром статуарной пластики Древнего Рима.

Римляне не относились к скульптуре и скульпторам с таким же почтением, как греки. Весьма показателен в этом смысле эпизод, описанный древнегреческим пи­сателем-сатириком Лукианом в сочинении «Сновидение, или Жизнь Лукиана».

Лукиану снятся две женщины, олицетворяющие Скульптуру и Образованность. Скульп­тура хвалит свое ремесло, вставляя в свою речь много варварских выражений. Образован­ность отговаривает Лукиана быть скульптором: «Ты станешь самым простым ремеслен­ником, утруждающим свое тело, на котором будут покоиться все надежды твоей жизни; ты будешь жить в неизвестности, имея небольшой и невзрачный заработок... Ты собираешься сидеть, согнувшись над работой, имея в руках лом, резец и молот или долото, склонившись над работой и, живя низменно и обыденно, никогда не подымая головы и ничего не замыш­ляя, что бьшо бы достойно свободного человека, заботясь только о том, чтобы работа бьша исполнена складно и имела красивый вид, а вовсе не о том, будет ли в тебе самом развита душевная гармония и стройность мыслей, точно ты ценишь себя меньше своих камней... Всегда ты будешь трепетать перед сильным и служить тому, кто умеет хорошо говорить, и даже если бы ты оказался Фидием или Поликлетом... то твое искусство станут восхвалять, но никто не захочет быть таким, как ты». И Лукиан во сне отворачивается от Скульптуры, стоящей с растрепанными волосами, с руками в мозолях, с осколками камней в подоле, и идет за Образованностью.

К III в. до н.э. относится зарождение римской литературы. Писателями, зало­жившими основу латинского литературного языка, являются Ливии Андроник, пе­реводчик «Одиссеи» на латынь, и Квинт Энний, воспевший героическое прошлое римского народа в «Анналах» и выделивший главный стержень римской культуры - «Древним укладом крепка и мужами республика римлян».

Под влиянием хлынувших из покоренной Эллады людей, идей и обычаев из­менилось само представление о духовных ценностях, в число которых вошла об­разованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-фило­софским наследием Древней Эллады. Развитие римской литературы началось из


подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными по­этическими родами были эпос, лирика, драма, в Риме предпочтение отдавалось дра­ме, причем только жанру комедии. Власти боялись идеологического влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением, а драматических авторов не жалова­ли. Поэтому даже для наиболее выдающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, - Плавта (середина III в. до н.э. - 184 г. до н.э.) и Теренция (195-159 до н.э.) - были характерны уничи­жительная оценка собственного творчества и сознание вторичности:

В конце концов не скажешь ничего уже, Что не было б другими раньше сказано.

Оба автора черпали сюжеты и образы из аттической комедии и запечатлели осо­бый тип сложных отношений хозяина и слуги-раба, когда один человек подчинен другому, находится при нем неотлучно и во всем от него зависит, но при этом зна­ет привычки, нрав, интимные подробности жизни и может эти знания при наличии ума обратить себе на пользу.

Пример всем рабам тот мудрец-раб, блюдет кто,

Забот полн и страхов, добро господина.

Пусть тот прочь ушел, раб хранит все, как прежде,

Усердно и так, будто смотрят за ним...

Пусть другие поступают как угодно, я ж мой долг

Со страхом буду выполнять, чтоб мне не провиниться в чем.

Ведь в том и добродетель наша - всякой избегать вины.

И те, что глупы и беспечны, все раскаются потом,

А я надеюсь за усердье скоро волю получить... -

так рассуждал раб в комедии Плавта «Два Менехма». Действие комедий всегда происходило в греческих городах, но с атрибутами римского быта и балаганного, грубоватого юмора, более доступного восприятию римской публики.

Куда большим великолепием слога и торжественным красноречием отмечены сочинения Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.), римского политического дея­теля, оратора и писателя. Он являлся воплощением художественной культуры ита­льянского народа, так же как Пушкин - русского, Гёте - немецкого, Данте -ита­льянского. Но если они отражали действительность в художественных образах, то Цицерон, будучи сторонником республиканского строя, знал только один об­раз, целиком заполнивший его творчество, - образ республики римского народа. У него нет произведений, где действовали бы вымышленные герои, он все виды своего красноречия - судебного, политического, торжественного - направил на защиту республики и беспощадно обличал всех, кто, по его мнению, покушал­ся на этот строй. В речах против Каталины - «Катилиниях», против Марка Анто­ния - «Филиппиках», в трактатах «Брут», «О государстве» и прочих он страст­но отстаивал мысль, высказанную древнегреческим философом Платоном, о том, что «...лишь тогда избавятся государства от зла, когда волею благого случая сой­дутся воедино сильная власть, мудрость и справедливость». Человек, по мнению Цицерона, забывший об интересах общества, и руководитель, забывший об ин­тересах граждан, не римляне, а варвары. Противоположностью варварства явля­ется культура, которая для Цицерона не исчерпывалась образованностью, разви­тием наук, искусств, но заключалась в особом римско-республиканском строе жизни, где духовное развитие человека и конечные интересы государства нахо­дились в неразрывном единстве. Римская солидарность, государственная целост­ность, слияние личности с коллективом в служении республике, культура, все это


объединяющая, являлись для Цицерона осязаемой реальностью и облекались им в формы прямого непосредственного обращения: к близкому лицу - письма, тракта­ты-монологи, к собеседникам - диалоги, к сенату, суду, народу - речи. Цицерон яв­ляется зачинателем нового эпистолярного жанра в литературе - художественного письма, получившего самое широкое распространение. В речах перед народом и в делах государственных он был настолько влиятелен, что даже Цезарь, командую­щий армиями, искал его поддержки, о чем сам свидетельствовал в записках, посвя­щенных Агриппе и Меценату.

Гай Юлий Цезарь (102-44 до н.э.), автор «Записок о Галльской войне» и «Запи­сок о гражданских войнах», по мнению исследователей, является для латыни тем же, чем Тургенев для русского языка. Он дал любопытные характеристики быта британцев, германцев, галлов, провел анализ причин гражданских войн, опираясь на два господствующих в прозе стиля: аттический, характеризующийся простотой и лаконизмом, и азиатский, ориентирующийся на восточную цветистость и ино­сказательность.

Впрочем, в период смены республиканского строя единовластием Цезаря рим­ские писатели ориентировались в основном на так называемую александрийскую лирику эллинистической эпохи. Ее основным свойством были отказ от граждан­ской героики, погружение в сферу чувств, внутренних ощущений, любовь к мало­му жанру - эпиграмме, элегии, сонету. Все это нашло выражение в легких, изящ­ных, остроумных «безделках» Гая Валерия Катулла (87-54 до н.э.). Через всю его короткую жизнь прошла злосчастная любовь к Клодии, благодаря которой Катулл оказался в ряду самых выдающихся лириков. Стихи, обращенные к девушке, для которой он выбрал поэтический псевдоним «Лесбия», отражали все перипетии его любви - от радости:

Если желанье сбывается свыше надежды и меры,

Счастья нечайного день благословляет душа,

Благословен же будь, день золотой, драгоценный, чудесный,

Лесбии милой моей мне возвративший любовь.

Лесбия снова со мной! То, на что не надеялся, - сбылось!

О, как сверкает опять великолепная жизнь!

Кто из людей счастливей меня? Чего еще мог бы

Я пожелать на земле? Сердце полно до краев! -

до горечи:

И ненавижу ее и люблю. «Почему же?» - ты спросишь. Сам я не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.

Целый ряд лирических произведений выходил, однако, за рамки любви к Лес­бии и посвящался друзьям из его просвещенного кружка грекофильствующих «но­ваторов»:

Друг Лициний! Вчера, в часы досуга, Мы табличками долго забавлялись. Превосходно и весело играли. Мы писали стихи поочередно. Подбирали размеры и меняли. Пили, шуткой на шутку отвечали...

В целом лирика Катулла и его единомышленников разрушала устоявшиеся нормы эпико-драматической поэзии и способствовала становлению того класси­ческого стиля с преобладанием типического над характерным, который стал гос­подствующим в литературе эпохи империи.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: