Задание 4.2.3.1. В данных табл. 4.2.3.1, отражающих динамику объема продаж семян фирмой «Любимцы греческих богов», явно просматривается сезонность. Постройте прогнозную модель с аддитивной сезонной компонентой и получите с ее помощью прогнозные оценки объема продаж на 2004 г. В процессе моделирования постройте график траекторий тренда, исходного временного ряда и сезонной модели.
Т а б л и ц а 4.2.3.1
Год | Сезон | Объем продаж, тыс. руб. | Год | Сезон | Объем продаж, тыс. руб. |
зима | Зима | ||||
весна | Весна | ||||
лето | Лето | ||||
осень | осень | ||||
зима | зима | ||||
весна | весна | ||||
лето | лето | ||||
осень | осень |
Задание 4.2.3.2. Фирма «Теплый кров», занимающаяся остеклением лоджий и балконов, оказывает услуги населению г. Воронежа в объемах, указанных в табл. 4.2.3.2. Для составления стратегически верного бизнес-плана на 2004г. фирме необходимо рассчитать прогнозную оценку объема услуг на этот год. Получите графическое представление фактических данных с целью выбора типа прогнозной модели (аддитивной или мультипликативной). Постройте модель сезонных колебаний и с ее помощью рассчитайте прогнозные оценки на указанный период. Расчеты представьте в виде таблиц. Постройте совмещенный график для траекторий фактического ряда динамики, тренда и модели.
|
|
Т а б л и ц а 4.2.3.2
Год | Период | Объем услуг, тыс. руб. | Год | Период | Объем услуг, тыс. руб. | |
Задание 4.2.3.3. Фирма «Наслаждение» вот уже пять лет довольно успешно занимается выпечкой тортов и пирожных, данные о среднесуточных продажах которых представлены в табл. 4.2.3.3. Эта таблица была сформирована с учетом специфики производимой продукции (на кондитерские изделия спрос естественным образом повышается в предпраздничные и праздничные дни), поэтому год был разбит на 8 условных периодов, характеризующихся своим среднесуточным объемом продаж. Очевидно, что периоды повышения спроса связаны не только с увеличением выручки, но и с ростом прямых и косвенных затрат, связанных с наймом дополнительной рабочей силы, увеличением продолжительности рабочего дня, закупкой в большем объеме необходимых для выпечки кондитерских изделий продуктов и т.д. В связи с этим руководство фирмы заинтересовано в том, чтобы заранее подготовиться к таким периодам, получив прогнозные оценки среднесуточных объемов продаж тортов и пирожных в предпраздничные и праздничные периоды. Рассчитайте требуемые прогнозные оценки.
|
|
Т а б л и ц а 4.2.3.3
Год | Среднесуточный объем продаж тортов и пирожных фирмой "Наслаждение", кг. | |||||||
9.01-19.02 | 19.02-24.02 | 25.02-3.03 | 4.03-9.03 | 10.03-29.04 | 30.04-3.05 | 4.05-20.12 | 21.12-8.01 | |
Задание 4.2.3.4. В табл. 4.2.3.4 представлены квартальные данные об объемах продажах продукции предприятий сахарной подотрасли Воронежской области за 2002г. Получите прогнозные оценки объема продаж на 2005г.
Т а б л и ц а 4.2.3.4
Год | Квартал | Объем продаж, тыс. руб. | Год | Квартал | Объем продаж, тыс. руб. |
I | 257,10 | I | 257,64 | ||
II | 171,40 | II | 171,76 | ||
III | 85,70 | III | 85,88 | ||
IV | 1199,80 | IV | 1202,32 | ||
I | 245,94 | I | 354,63 | ||
II | 163,96 | II | 236,42 | ||
III | 81,98 | III | 118,21 | ||
IV | 1147,72 | IV | 1654,94 |
Задание 4.2.3.5. Динамика объема сбыта мороженого «Пломбир» ЗАО «Белоснежка» представлена в табл. 4.2.3.5. Рассчитайте прогнозные оценки на следующие три месяца.
Т а б л и ц а 4.2.3.5
№ п.п. | Месяц | Объем продаж, руб. | № п.п. | Месяц | Объем продаж, руб. |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
1. | июль | 8174,40 | 13. | июль | 8991,84 |
2. | август | 5078,33 | 14. | август | 5586,16 |
3. | сентябрь | 4507,21 | 15. | сентябрь | 4957,92 |
Окочание табл. 4.2.3.5
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | -6- |
4. | октябрь | 2257,20 | 16. | октябрь | 2482,92 |
5. | ноябрь | 3400,70 | 17. | ноябрь | 3740,77 |
6. | декабрь | 2968,72 | 18. | декабрь | 3265,59 |
7. | январь | 2147,14 | 19. | январь | 2361,86 |
8. | февраль | 1325,57 | 20. | февраль | 1458,12 |
9. | март | 2290,96 | 21. | март | 2520,05 |
10. | апрель | 2953,34 | 22. | апрель | 3248,67 |
11. | май | 4216,28 | 23. | май | 4637,91 |
12. | июнь | 8227,57 | 24. | июнь | 9050,33 |