1. В XIV—XV вв. удельная Русь настойчиво собирала свои «дробившиеся части в нечто целое. Москва стала центром образовавшегося этим путем государства» (В. О. Ключевский). Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства.
Предпосылки объединения. Особенности процесса объединения русских земель состояли в том, что его экономические и социальные предпосылки созревали постепенно, по мере того как набирал силу сам процесс, отставая от него. Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли — все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым. Решающие предпосылки сложились в политической сфере. Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынской зависимости. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды. Эта борьба требовала напряжения всех сил, жесткого направляющего начала. Таким началом стала великокняжеская власть, готовая действовать
|
|
твердо, решительно, даже деспотически. Князья опирались на своих слуг — военных в первую очередь — и расплачивались с ними землей, передаваемой в условное владение (из этих слуг и этого землевладения позднее вырастут дворянство, поместная система, крепостное право).
К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры — православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» земле Русской.
Примерно равные шансы возглавить процесс объединения имели два «молодых» города — Москва и Тверь. Они находились на северо-востоке Руси в относительном отдалении от границ с Ордой (и от границ с Литвой, Польшей, Ливонией) и потому были защищены от внезапных нападений. Москва и Тверь стояли на территориях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других земель, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения.
Исход борьбы Москвы и Твери определялся личными качествами их правителей. Московские князья «лучше других умели приноровиться к характеру и условиям своего времени». Им, «людям некрупным», пришлось «делать большие дела», образ их действий «держался не на преданиях старины, а на расчетливом соображении обстоятельств текущей минуты». «Гибкие, сообразительные дельцы», «мирные хозяева», «скопидомные, домовитые устроители своего удела» — такими видел первых московских князей историк В. О. Ключевский.
|
|
Этапы объединения. Процесс создания ер ного Российского государства занял длительны! период: с конца XIII — начала XIV в. до конца XV начала XVI в.
Конец XIII — первая половина XIV в. 0б-; разование Московского княжества при князе Данииле Александровиче (конец XIII в.) и его территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна); начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы (1317 г. — передача ярлыка московскому князю Юрию Даниловичу, который владел им до 1325 г.).
Княжение Ивана Даниловича Калиты (кали-та — кошелек; происхождение прозвища князя» связано не столько с его скупостью, сколько с тем, что он славился своей щедростью при раздаче милостыни нищим). Иван Калита принял участие в карательном походе ордынцев против Твери, население которой в 1327 г. восстало и убило ханского баскака Чолхана. Результатом было ослабление Твери и приобретение Москвой ярлыка на великое княжение (с 1328 г.). Калита убедил митрополита Петра перенести свою резиденцию из Владимира в Москву. С этого момента православная церковь твердо поддерживала московских князей в их усилиях по объединению страны. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на покупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях — с исправной выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу, с показной покорностью и готовностью услужить. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий.
Вторая половина XIV в. В 60—70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, уда-
лось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем. Во-первых, были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве. Во-вторых, удалось отвести военную угрозу со стороны Великого княжества Литовского, правитель которого, князь Ольгерд, активно участвовал во внутрирусской политике и организовал три похода против Москвы. В-третьих — и это особенно важно — Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством. Дважды (в 1371 и 1375 гг.) тверской князь Михаил получал в Орде ярлык на великое княжение, и дважды князь Дмитрий отказывался признать его великим князем. В 1375 г. Москва организовала против Твери поход, в котором участвовали многие князья Северо-Восточной Руси. Михаил был вынужден признать старшинство московского князя и отказаться от ярлыка на великое княжение. В-четвертых, впервые за более чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти на открытый конфликт с Ордой, бросить ей вызов, оперевшись на поддержку большинства русских княжеств и земель.
В эти же годы Золотая Орда переживала процессы дробления и распада. Ханы менялись на престоле с фантастической частотой, правители обособляющихся «орд» искали счастья в набегах на Русь. Москва оказывала поддержку соседним княжествам в отражении агрессии. Особенную известность приобрела битва на реке Воже в 1378 г. Вторгшееся в Рязанскую землю войско мурзы Бегича было разгромлено московским отрядом, которым командовал князь Дмитрий.
Событием огромной исторической важности стала победа русского войска на Куликовом поле над войском ордынского правителя Мамая 8 сентября
1380 г. На Куликовом поле впервые сражалось единое русское войско, составленное из дружин практически всех русских земель, под единым командованием московского князя; русские воины были охвачены тем духовным подъемом, который, по словам Л. Н. Толстого, делает победу неизбежной: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть». Куликовская битва принесла московскому князю Дмитрию почетное прозвище Донской.
|
|
Москва укрепилась в своей роли объединитель-ницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (ордынское владычество будет ликвидировано через 100 лет, в 1382 г. i хан Тохтамыш сожжет Москву, но решающий шаг* к освобождению был сделан в сентябре 1380 г.). Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания.
Сын Дмитрия Донского Василий I (1371— 1425), как отмечал историк С. М. Соловьев, оставался верен отцовскому и дедовскому делу — он продолжал политику собирания русских земель вокруг Москвы. Князь расширил территорию Московского княжества, присоединив Нижний Новгород, Муром, Городец, Тарусу, Мещеру, Малую Пермь — земли, населенные народом коми.
В 1395 г. Василий I возглавил войска для отражения нашествия среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Однако, разорив Елец на границе Руси, войско завоевателя повернуло обратно в степи.
Первая половина XV в. Влияние Орды на Русь в это время ослабло. В 1408 г. правитель Еди-гей вторгся в русские земли, осадил Москву. Василий I отправился в Кострому собирать войска. После месячной осады Едигей отступил от Моск-
вы. Василию все же пришлось выплатить ему дань в три тысячи рублей, но своей прежней власти над Русью Орда так и не восстановила.
Главным событием этого этапа стала война за московский престол 1425—1453 гг. между московским князем Василием II Темным (1425—1462) и коалицией удельных князей, которую возглавил его дядя Юрий Дмитриевич, а после смерти Юрия — его сыновья Василий Косой и Иван Шемя-ка. Длительная смута закончилась победой Василия II.
Вторая половина XV — начало XVI в. Завершающий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462—1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505— 1533):
— в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Ярославль (1463), Новгород и его обширные земли (1471—1478), Тверь (1485), Вязьма (1494), Верховские княжества (1494—1503), Черниговские и Новгород-Северские земли (1503), Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1521);
|
|
— под властью Москвы оказались также земли, населенные нерусскими народами, — Пермь Малая и Пермь Великая (коми), Печора (ненцы), Вятская земля (марийцы), Арская земля (удмурты), Югра (ханты и манси);
— «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от власти Орды. Более двух месяцев русское войско Ивана III и армия хана Ахмата стояли на разных берегах притока Оки реки Угры. Ахмат не решился вступить в сражение и увел войска, признав, по существу, независимость Руси;
— завершился процесс формирования единого Российского государства. Постепенно складыва-
лась система органов государственного управления: Боярская дума (совет знати при великом князе), Казна (центральный административный орган,; из которого позднее выделились органы центрального управления — приказы; понятие «приказ» впервые употреблено в 1512 г.), дворцы (органы управления отдельными территориями). Страна делилась на уезды (управлялись наместниками), станы и волости (управлялись волостелями). Наместники и волостели жили за счет кормлений — сборов с местного населения. В 1497 г. был принят Судебник — первый свод законов единого государства. В нем, в частности, содержалась новая норма о едином сроке перехода крестьян от одного землевладельца к другому (две недели до и после 26 ноября — Юрьева дня).
С конца XV в. для названия страны все шире употреблялся новый термин «Россия». Иван III принял титул «великого князя московского и всея Руси», брак с византийской царевной Софьей Па-леолог и падение Константинополя под ударами турок-османов (1453) дали ему основание использовать византийского двуглавого орла в качестве герба Российского государства (добавление к нему герба Московского княжества — Георгия Победоносца — символизировало роль Москвы как столицы державы). Москва, подвергшаяся при Иване III грандиозной перестройке, стала одной из крупнейших европейских столиц.
2. Понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия» связаны с проведением в 1990-х гг. в Российской Федерации радикальных рыночных реформ.
Экономическая ситуация, сложившаяся к моменту распада СССР в конце 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных ре-
пазоыв традиционных хозяйственных ое количество не обеспеченных ма- ценностями денег на руках населе-
НИЯ* с iQQ2r правительство Российской
л С г ^которое официально возглавлял пре-Федерадии^ которо ф чески которым руко-
зидент ^o™E;T.?айдар, приступило к осу-водил ^к—С; ы радИкальных рыночных ствлению прогр п обньми преобразова-рефор*. Пс> ^л й ЕврмШ За реформами
ГакрГилось образное название шоковая
компонентом
УСТаН°ами к
ценообразованию на осно- иной ™вар, сныне 5с—.вали
стопой половине
ные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции.
В декабре 1992 г. Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики (приватизация, свободное ценообразование, свобода внешней торговли) остался прежним. Социальная ситуация была сложной: высокими темпами росла инфляция, ускорилось имущественное расслоение, усилилась безработица.
В середине 1990-х гг. социально-экономическая ситуация в стране продолжала оставаться напряженной. Спад производства не был остановлен, инфляция оставалась высокой, динамика доходов свидетельствовала об углублении пропасти, разделявшей немногочисленный слой «новых русских» и основной массы населения.
Вместе с тем появились и обнадеживающие признаки. Падение доходов населения к 1995 г. замедлилось, а в 1996 г. — прекратилось. Граждане стали собственниками приватизированных квартир. Потребительский рынок демонстрировал уверенные тенденции к росту. Рубль становился конвертируемой валютой. Росло значение дополнительных источников доходов, в том числе — от предпринимательской деятельности. Формировался свободный рынок жилья, рабочей силы. Менялись представления о жизненных стандартах, люди стали покупать больше автомобилей, бытовой техники, ездить на отдых за границу.
Однако этих обнадеживающих тенденций основная масса населения не замечала. Волновало и то, что дорожал транспорт, недоступными стали санатории и детские лагеря, платными становились отдельные услуги образования, здравоохранения.
С 1997 по 1999 г. четырежды менялся глава
правительства (В. С. Черномырдин — СВ. Кириенко — Е. М. Примаков — СВ. Степашин — В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов населения. Росла преступность.
В конце 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г. принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г., заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и высокими ценами на нефть на мировом рынке.
Билет № 5
1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.
2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.
3. Работа с источником.
1. Петр I вступил на престол в 1682 г., начал править самостоятельно с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было важнейшей эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, от-«крытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью.
Истоки реформ были связаны с процессами, набравшими силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича (1645—1676). В социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной
сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культу- ' ры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставания России от западноевропейских держав. Нетерпимость положения начинала осознаваться, понимание необходимости реформ становилось все более широким. «Собирались в дорогу, но ждали кого-то, ждали вождя, вождь явился» (С. М. Соловьев).
Петровскими преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем реформы приобрели более
целостный характер.
Важные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва.
Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой,
.....'
Illll" Jill1'1
Illil
крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом.
Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур.
Петр I изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им
функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости. С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший 8 класс по штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. Было ликвидировано патриаршество. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер-прокурором.
Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром I, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Победа в Северной войне 1700—1721 гг. бы-
ла бы невозможна без военной реформы, создан! регулярной армии и флота.
Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег. Вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. Принятый в 1679 г. подворный принцип налогообложения заменялся подушным. В ноябре 1718 г. вышел указ о подушной переписи. По нему налогообложению подлежали все государственные, крепостные, монастырские крестьяне мужского пола. Перепись была проведена в 1722—1724 гг., в ходе нее в списках налогоплательщиков оказалась зафиксирована 5 603 161 душа. Размеры душевой податью определялись просто: сумма расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин и выводилась искомая цифра.
Глубокие изменения произошли при Петре I в области культуры и быта. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ас-i самблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению («Юности честное зерцало», 1717 г.), — все это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества.
Формировалась система светского образования. Начало было положено созданием Школы математических и навигацких наук в Москве (1701). За ней последовали медицинские, горные, кораблестроительные, инженерные школы, а также цифирные школы для начального обучения. Были созданы учебники, вошедшие в золотой фонд русской культуры («Арифметика» Л. Ф. Магницкого,
«Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича и др.). Их распространению способствовали успехи в издательском деле: внедрение гражданского шрифта (1708), создание новых типографий, открытие в Петербурге первой государственной библиотеки (в дальнейшем — Библиотека Академии наук, 1714 г.), становление периодической печати (газета «Ведомости», с 1702 г.). В 1724 г. Петр I подписал указ об учреждении Петербургской академии наук (открыта в 1725 г.). В 1714 г. был учрежден первый отечественный музей — Кунсткамера. Развивались литература, изобразительное искусство, архитектура. В соответствии с регулярным градостроительным планом велась застройка новой столицы — Петербурга.
Итоги преобразований были противоречивыми. Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание от западных стран, создать «регулярное», эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей
(1721).
Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным «мотором» исторического развития страны.
Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, о значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. обозначила крайние точки зрения. Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший подлое крепостничество. Этот спор, связанный с поиском оптимальных путей развития страны, до сих пор не утратил своей актуальности.
2. Внешняя политика СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг., когда партию и правительство возглавлял Н. С. Хрущев (1953—1964), и в 1970-е гг., когда руководителем был Л. И. Брежнев (1964-—1982), имела много общих черт. В эти периоды, в условиях биполярного мира (противостояния сверхдержав СССР и США), шла «холодная война»; ее основные черты — деятельность военно-политических блоков (западного — НАТО и восточного — ОВД), гонка ракетно-ядерных и других вооружений, острая идеологическая борьба, конфликты в «третьем мире».
В то же время оба блока, обвиняя противника в агрессивных устремлениях, официально выступали с миролюбивых позиций. Понимание тяжелейших последствий, к которым может привести термоядерный конфликт, подталкивало стороны к налаживанию диалога, к шагам по ограничению вооружений.
Со второй половины 1940-х гг. СССР был лидером «социалистического лагеря», поэтому отношения с социалистическими государствами были важнейшим направлением внешней политики. Они характеризовались тесным политическим и экономическим сотрудничеством государств вос-
точного блока (с 1949 г. действовал СЭВ). Однако периодически в «мире социализма» вспыхивали острые противоречия. „о
XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими государствами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности пу-, тей перехода к социализму; оценка стран «третьего ^ мира» как естественных союзников СССР в борьбе
за мир во всем мире. f
Отношения с капиталистическими странами, складывались противоречиво. С одной стороны,^ удалось несколько снизить уровень конфронтации ' с В 1955 г. был подписан государственный договор с^ Австрией, прекращено состояние войны с Герма-/ > нией! в 1956 г. - с Японией. В 1959 г. состоялся/^ первый визит советского руководителя в США,/* Н С Хрущев был принят президентом Д. Эизенхал^ уэром С другой стороны, обе стороны активно разу*-вГали программы создания новых вооружении.^ В 1953 г СССР заявил о создании водородной бомУ^ бы в 1957 г. провел успешные испытания перво^ в мире межконтинентальной баллистической ракеты Запуск советского спутника в октябре 1957 гуе, в этом смысле буквально потряс американцев^* осознавших, что отныне и их города находят^ в зоне досягаемости советских ракет. j*
Начало 1960-х гг. оказалось особенно напр^ женным. Сначала полет американского самолеу» Га-шпиона над территорией СССР был прерван ^ке районе Екатеринбурга точным попаданием Рак лся берлинский кризис, в
районе Екатеринбур
ты. Затем разразился берлинский кризис
ный строительством по решению ГДР и стран
шавского договора стены, отделившей восточную
часть Берлина от западной (1961).
Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, о значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. обозначила крайние точки зрения. Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший подлое крепостничество. Этот спор, связанный с поиском оптимальных путей развития страны, до сих пор не утратил своей актуальности.
2. Внешняя политика СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг., когда партию и правительство возглавлял Н. С. Хрущев (1953—1964), и в 1970-е гг., когда руководителем был Л. И. Брежнев (1964—1982), имела много общих черт. В эти периоды, в условиях биполярного мира (противостояния сверхдержав СССР и США), шла «холодная война»; ее основные черты — деятельность военно-политических блоков (западного — НАТО и восточного — ОВД), гонка ракетно-ядерных и
• других вооружений, острая идеологическая борьба, конфликты в «третьем мире».
В то же время оба блока, обвиняя противника в агрессивных устремлениях, официально выступали с миролюбивых позиций. Понимание тяжелейших последствий, к которым может привести термоядерный конфликт, подталкивало стороны к налаживанию диалога, к шагам по ограничению вооружений.
Со второй половины 1940-х гг. СССР был лидером «социалистического лагеря», поэтому отношения с социалистическими государствами были важнейшим направлением внешней политики. Они характеризовались тесным политическим и экономическим сотрудничеством государств вос-
точного блока (с 1949 г. действовал СЭВ). Однако периодически в «мире социализма» вспыхивали острые противоречия.
XX съезд КПСС (1956) одобрил новую внешнеполитическую доктрину СССР. Наиболее важными новациями были: выдвижение принципа мирного сосуществования с капиталистическими государствами и вывод о возможности предотвращения мировой войны; признание множественности путей перехода к социализму; оценка стран «третьего мира» как естественных союзников СССР в борьбе за мир во всем мире.
Отношения с капиталистическими странами складывались противоречиво. С одной стороны, удалось несколько снизить уровень конфронтации. В 1955 г. был подписан государственный договор с Австрией, прекращено состояние войны с Германией, в 1956 г. — с Японией. В 1959 г. состоялся первый визит советского руководителя в США. Н. С. Хрущев был принят президентом Д. Эйзенхауэром. С другой стороны, обе стороны активно развивали программы создания новых вооружений. В 1953 г. СССР заявил о создании водородной бомбы, в 1957 г. провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Запуск советского спутника в октябре 1957 г. в этом смысле буквально потряс американцев, осознавших, что отныне и их города находятся в зоне досягаемости советских ракет.
Начало 1960-х гг. оказалось особенно напряженным. Сначала полет американского самолета-шпиона над территорией СССР был прерван в районе Екатеринбурга точным попаданием ракеты. Затем разразился берлинский кризис, вызванный строительством по решению ГДР и стран Варшавского договора стены, отделившей восточную часть Берлина от западной (1961).
47.
Наконец, в 1962 г. произошел Карибский кризис, поставивший человечество на грань атомной войны. СССР разместил ядерные ракеты средней • дальности на Кубе. США ответили угрозой вторжения на остров Свободы. Компромисс между Н. С. Хрущевым и американским президентом Дж. Кеннеди был достигнут буквально в последний момент. Ракеты с Кубы были вывезены, США, с свою очередь, гарантировали ее безопасность и демонтировали направленные на СССР ракеты в Турции.
В августе 1963 г. представители СССР, США и Великобритании подписали в Москве договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и в космическом пространстве.
Непросто развивались отношения и со странами социалистического лагеря. В 1955 г. был создан военно-политический союз стран — участниц Варшавского договора (СССР, Польша, Венгрия, Румыния, ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания), обязавшихся координировать свою оборонную политику и вырабатывать единую военную стратегию. Противовес НАТО наконец появился. Урегулировав свои противоречия с Югославией, СССР заявил о готовности считаться с национальными особенностями стран социализма. Но уже в 1956 г. советское руководство пошло на попятную. Антикоммунистическое восстание в Будапеште было подавлено при помощи советских Вооруженных Сил. С этого времени СССР вернулся к чрезвычайно жесткой политике по отношению к социалистическим странам, требуя от них твердой приверженности советской модели социализма.
Между тем критика культа личности Сталина не была поддержана руководством Китая и Албании. Китайская коммунистическая партия претендовала на лидерство в мировом коммунистическом
движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориальные претензии, а в 1969 г. спровоцировал военные столкновения в районе острова Даманский на Дальнем Востоке.
Вторая половина 1960-х — 1970-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистическими странами. 1 июля 1968 г. Великобритания, СССР и США начали подписание Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились затем большинство государств мира. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт заключили договор, признавший послевоенные границы в Европе. В 1972 г. аналогичные договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.
Летом 1972 г. во время визита в Москву президента Р. Никсона была принята Декларация об основах взаимоотношений СССР и США на принципах мирного существования. Стороны заключили договоры об ограничении систем противоракетной обороны и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). На следующий год состоялся визит Л. И. Брежнева в Вашингтон, где было подписано более двух десятков экономических и культурных соглашений. С 1971 по 1976 г. товарооборот между СССР и США вырос в 8 раз. Настоящим прорывом в советско-американских отношениях стал совместный полет в июле 1975 г. космических кораблей «Союз» (члены экипажа — А. А. Леонов, В. Н. Кубасов) и «Аполлон» (Т. Стаффорд, В. Брандт, Д. Слейтон), пристыковавшихся друг к другу.
В 1975 г. в Хельсинки 33 государства Европы, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгосударственных отношений: уважение суверенитета и целостности,
невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и др.
Разрядка была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Однако сверхдержавы продолжали вооружаться.
СССР и США противостояли друг другу в региональных конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. В СССР говорили о выполнении «интернационального долга» в отношении дружественной страны. США и их партнеры характеризовали действия Советского Союза как оккупацию суверенной страны.
Афганская война похоронила разрядку. Снова обострилась борьба между двумя социально-политическими системами. Была сорвана ратификация договора ОСВ-2, подписанного Л. И. Брежневым и президентом США Дж. Картером в Вене летом •1979 г. Противостояние распространилось даже на спорт: западные страны бойкотировали Олимпиаду, проходившую в Москве летом 1980 г., а СССР и его союзники отказались от участия в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе в 1984 г. Отношения между СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.
В отношениях с социалистическими странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистический лагерь, максимально укрепляя в нем руководящую роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавского договора в Чехословакию в августе
1968 г. для подавления признанных антисоциалистическими процессов. Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния. В начале 1980-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советское руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистическом мире было очевидным.
Билет № 6