«Методика организации педагогического взаимодействия»
Содержание занятия:
1. Повторение теоретических основ:
· педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие;
· методы педагогического взаимодействия;
· ситуация успеха;
· педагогическое требование
· особенности индивидуального педагогического воздействия в конкретной ситуации;
· особенности создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.
2. Тренинг создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.
1) Создание ситуации успеха:
а) найти в словарях и выписать в тетрадь толкование понятий: «успех», «неуспех», «неудовлетворенность», «достоинство», «ситуация успеха»;
б) вспомните реальные ситуации успеха и неуспеха в учебной
деятельности, в жизни;
в) предложите для вашего однокурсника ситуацию успеха и неуспеха;
г) назовите условия, способствующие созданию ситуации успеха;
д) назовите приемы, помогающие созданию атмосферы доброжелательности.
Игровые ситуации:
|
|
· мотивируйте однокурсника на плодотворную работу;
· воспользуйтесь скрытой инструкцией при выполнении подростком работы по благоустройству школьной территории;
· примените метод авансирования по отношению к неуспевающему школьнику;
· расскажите сказку воспитанникам для соблюдения тишины во время тихого часа;
· оцените рассказ подростка о летних впечатлениях;
· составьте 4-5 фраз (предложений), свидетельствующих о Вашем
хорошем расположении к собеседнику (ребенку, взрослому – коллеге, родителю, педагогу).
Упражнения:
· Вы увидели плачущего ребенка - Какова стратегия Вашего поведения?
· Вы присутствуете на контрольной работе, учителя неожиданно вызвали с урока – Какова стратегия Вашего общения с учащимися?
· Ребенок опаздывает на урок – Какова Ваша реакция?
· Завуч входит в класс во время урока и садится на последнюю парту рядом с Вами – Какова Ваша реакция?
· Во время Вашего разговора с «трудным» подростком к Вам в кабинет заходит завуч – Каковы Ваши действия?
2) Предъявление требования
а) найти в словаре и выписать в тетрадь толкование понятий: «социальная норма», «требование», «социальные связи»;
б) в чем, по-Вашему мнению, состоит специфика педагогического требования?
в) выявить соотношения между предъявлением требований и
требовательностью как качеством личности; указать виды требований, заполнив таблицу:
Вид требования | Пример |
д) составить схему предъявления требований;
е) перечислить и обосновать правила предъявления требований;
ж) назвать педагогически допустимые формы предъявления требования.
|
|
Упражнения:
· Подумайте, почему одних взрослых дети слушаются, других – нет?
· Попробуйте рассмотреть правила предъявления требования с точки зрения демонстрации уважения к ребенку:
Ø доводить требование до логического конца – значит, …
Ø сопровождать требование инструкцией – значит, …
Ø предлагать положительную программу действий – значит, …
Ø предъявлять лишь доступные требования – значит, …
Ø при необходимости переакцентировать внимание на детали – значит, ….
· Разбившись на микрогруппы (4-5 человек), распределить роли (педагог, послушный ребенок, нарушитель спокойствия, робкий и т.д.) и проиграть одну из предложенных ситуаций:
Ø сесть всем в полукруг и внимательно выслушать условия игры;
Ø приветствовать вошедшего в класс незнакомого человека;
Ø рассказывать сказку по цепочке, поочередно произнося одну фразу;
Ø организовать утренний подъем и зарядку в лагере;
Ø отправиться в столовую после проведения веселых стартов;
Ø помирить двух подруг, не поделивших игрушку;
Ø обеспечить посещение подростками мероприятия о вреде наркотиков и т.д.
· Обсудить выполненное упражнение.
Результаты лабораторно-практического занятия: в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я не боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…» («Теперь я еще больше боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…»).
Литература