Лабораторно-практическое занятие № 3

«Методика организации педагогического взаимодействия»

Содержание занятия:

1. Повторение теоретических основ:

· педагогическое воздействие и педагогическое взаимодействие;

· методы педагогического взаимодействия;

· ситуация успеха;

· педагогическое требование

· особенности индивидуального педагогического воздействия в конкретной ситуации;

· особенности создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.

2. Тренинг создания ситуации успеха и предъявления педагогического требования.

1) Создание ситуации успеха:

а) найти в словарях и выписать в тетрадь толкование понятий: «успех», «неуспех», «неудовлетворенность», «достоинство», «ситуация успеха»;

б) вспомните реальные ситуации успеха и неуспеха в учебной
деятельности, в жизни;

в) предложите для вашего однокурсника ситуацию успеха и неуспеха;

г) назовите условия, способствующие созданию ситуации успеха;

д) назовите приемы, помогающие созданию атмосферы доброжелательности.

Игровые ситуации:

· мотивируйте однокурсника на плодотворную работу;

· воспользуйтесь скрытой инструкцией при выполнении подростком работы по благоустройству школьной территории;

· примените метод авансирования по отношению к неуспевающему школьнику;

· расскажите сказку воспитанникам для соблюдения тишины во время тихого часа;

· оцените рассказ подростка о летних впечатлениях;

· составьте 4-5 фраз (предложений), свидетельствующих о Вашем
хорошем расположении к собеседнику (ребенку, взрослому – коллеге, родителю, педагогу).

Упражнения:

· Вы увидели плачущего ребенка - Какова стратегия Вашего поведения?

· Вы присутствуете на контрольной работе, учителя неожиданно вызвали с урока – Какова стратегия Вашего общения с учащимися?

· Ребенок опаздывает на урок – Какова Ваша реакция?

· Завуч входит в класс во время урока и садится на последнюю парту рядом с Вами – Какова Ваша реакция?

· Во время Вашего разговора с «трудным» подростком к Вам в кабинет заходит завуч – Каковы Ваши действия?

2) Предъявление требования

а) найти в словаре и выписать в тетрадь толкование понятий: «социальная норма», «требование», «социальные связи»;

б) в чем, по-Вашему мнению, состоит специфика педагогического требования?

в) выявить соотношения между предъявлением требований и
требовательностью как качеством личности; указать виды требований, заполнив таблицу:

Вид требования Пример
   

д) составить схему предъявления требований;

е) перечислить и обосновать правила предъявления требований;

ж) назвать педагогически допустимые формы предъявления требования.

Упражнения:

· Подумайте, почему одних взрослых дети слушаются, других – нет?

· Попробуйте рассмотреть правила предъявления требования с точки зрения демонстрации уважения к ребенку:

Ø доводить требование до логического конца – значит, …

Ø сопровождать требование инструкцией – значит, …

Ø предлагать положительную программу действий – значит, …

Ø предъявлять лишь доступные требования – значит, …

Ø при необходимости переакцентировать внимание на детали – значит, ….

· Разбившись на микрогруппы (4-5 человек), распределить роли (педагог, послушный ребенок, нарушитель спокойствия, робкий и т.д.) и проиграть одну из предложенных ситуаций:

Ø сесть всем в полукруг и внимательно выслушать условия игры;

Ø приветствовать вошедшего в класс незнакомого человека;

Ø рассказывать сказку по цепочке, поочередно произнося одну фразу;

Ø организовать утренний подъем и зарядку в лагере;

Ø отправиться в столовую после проведения веселых стартов;

Ø помирить двух подруг, не поделивших игрушку;

Ø обеспечить посещение подростками мероприятия о вреде наркотиков и т.д.

· Обсудить выполненное упражнение.

Результаты лабораторно-практического занятия: в письменном виде оформленная рефлексия «Теперь я не боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…» («Теперь я еще больше боюсь, что меня не будут слушаться дети, потому что…»).

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: