конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется(укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента: во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации; во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления; в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента. Т.о. основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
|
|
1. Исходное положение дел; интересы сторон,участвующих в конфликте степень их взаимопонимания. 2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий. 3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел. 4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны. 5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов. 6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия. 7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями. 8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие. 9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон. 10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны. 11. Новый этап социального взаимодействия. Границы, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный. Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта. Временные границы — это продолжительность конфликта, его начало и конец. внутрисистемный аспект развития конфликта и определения его границ. Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство, международное сообщество и т.д. Эти внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным. В межгосударственных конфликтах велика опасность разрастания, распространения обостренных взаимоотношений не только в территориальном, но и в социальном, национальном, политическом аспектах; такой конфликт способен затронуть самые широкие слои общества.
|
|
4. Классификация конфликтов (проблема критериев: масштаб, форма, содержание и т.д.). Конфликтная ситуация - это соц состояние, в кот проявляют себя неразрешенные противоречия. Состояния напряжения присуще любой соц сис-ме и явл необход условием ее разв-я. Соц структура общества выступает основой, ист-ком разообразн конфликтов, т.к в ней конц противоположные интересы, мотивы, потреб-ти, кот прин-т форму расовых, нац, полит, религиозных. Чем сложнее сис-иа (чем больше демокр), тем выше в ней степень противоречий и конфликтоген. Формы конфликта: дебаты, торги, споры, открытое насилие. По масштабу: универсальные, внутриличностные и др. конфликт имеет формы по содержанию и по проявлению близкие к полит.- соревнование, состязание, конкуренция в торговле, бизнесе и др. суть конфликта признается через его границы пространств и временные. Пространств конфликт опред-т террит на кот он протекает. Временны е означ-т начало конфликта и его продолжит-ть и конец. Особую опасность предст собой эволюция межнац хар-ра. В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинееин друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. онфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкомх снижению эффективности работы группы или организации.
5. Методология конфликта (по М.Веберу, Р.Дарендорфу, П.Бурдье, К.Марксу). С точки зрения К.Маркса, структура общества имеет четыре основных элемента: производительные силы; производственные отношения; политическая надстройка; формы общественного сознания. В Марксизме сложилась концепция классовой борьбы признавалось насилие при отсутствии компромисса и консенсуса, игнорировала соц-истор опыт в следствие его буржуазности, не объясняла подлинных причин конфликтов, но ставила целью создания бесклассового общества. Единственным объяснимым мотивом для конфликта служили противоречия в производственной сфере и формах собственности. Ошибочность выводов в соответствии с этой теорией состояла в том, что ее авторы считали возможным в будущем, после уничтожения частной собственности на средства производства, создать условия для ликвидации антагонистических отношений как базы социальных конфликтов. В результате революционных преобразований должно быть создано общество, где отсутствует объективная база для социальных конфликтов и будет создано бесконфликтное общество.
|
|
Протестантистский экономист Вебер писал, что в общ-ве доминируют не только противоречия, а и мировоззренческие, идеологические, религ-ые границы между конфликтами. Р. Дарендорф утверждает, что общество предстает перед исследователем в двух обличиях: с одной стороны мы видим обличие стабильности, гармонии и согласия, а с другой - облик перемен, конфликтов и принуждения. Р. Дарендорф находит в качестве источника конфликта борьбу, возникающую между враждебными социальными группами. Установив главную причину социальных конфликтов в наличии отношений господства и подчинения и возникающей вследствие этого борьбы между конфликтующими группами за обладание властью, Р. Дарендорф определяет эти группы как социальные классы. Из-за отношений господства и подчинения в обществе складывается различие, а порой и противоположность социальных позиций различных групп, противостояние их ожиданий, поддерживаемых ими норм, взглядов и т.п. Отсюда и вытекает трактовка конфликта, под которым понимаются все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп.
Наиболее очевидным образом проблематика конфликта проявляется в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господстваѕ подчинения или форм осуществления власти: традиционной, харизматической и рациональной. При анализе властных отношений для Вебера основное значение имеют не столько акции насилия, сколько сами механизмы согласия с властными полномочиями. По его мнению страх за жизнь и имущество являются не единственными основаниями принятия власти. В различных политических системах проявляются различные сочетания материальных и идейных интересов, побуждающие людей к согласию с властями или, наоборот, к протесту против них. По мере исторического развития цивилизации вырабатываются все более сложные формы взаимоотношений индивидуумов и власти, общественных структур и политических институтов.
|
|
1. Конфликтология: определение, структура, функции.
Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Конфликтология представляет собой отдельную область (научного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупреждения и регулирования. Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается в том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликтные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствоваться интуицией и здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.
Структура конф-та – совокупность элементов конфликтного столкновения (основная причина, непосредственные участники, социальная среда). Функции конфликта – выражение социального назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и другими явлениями общественной жизни. К функциям относятся: интеграция, активизация соц связей, сигнализация об очагах соц напряженности, содействие инициативе, преобразование межличностных и межгрупповых отношений, информация, предупреждение разрушительных противоборств.
6. Характеристика объекта и субъекта конфликта (сущность, функции, типы). Субъектами конфликта является часть участников конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оппонентов) конфликта могут выступать отдельные личности (руководители, сотрудники), группы, подразделения, организации. Следует подчеркнуть, что субъекты должны иметь возможность действовать от своего лица, т.е. защищать свои собственные интересы, а не быть средством в реализации чьих-то интересов. Другая часть участников этого взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами, переговорниками. Важной составляющей любого конфликта является объект конфликта, т.е. то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Например, ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая должность. Следует отметить, что для возникновения конфликтной ситуации не обязательно наличие объекта конфликта, конфликт может начаться и без него. Плохое настроение, неприязнь к коллеге по работе, невосприятие индивидов друг другом может послужить причинами конфликта без четко выраженного объекта. Объктом к-та выст-т по форме след виды: 1)целостные(произведение)- кот не могут быть разделены меж сторонами, 2)раделяемые (деньги); 3)совместно управляемые в форме мнимого к-та (напр территория). Верефикакация - опр-ние конф-та, суб-ты к-та открывают свои истинные цели. Предметом (целью) к-та в конеч счете выст-т 2 кат-рии: ресурс и контроль над рес-сом (власть). Многие конф-ты имеют эластич границы, перетекающий предмет. Объект кон-та всегда в фокусе интересов разных сторон.
7,22. Переговоры-процесс взаимосолгасованных действий сторон урегулирования конфликта с целью установления меры соответствия и меры несоответствия хх позиции. Переговорный процесс состоит из сл-х этапов: подготовки к переговорам, непосредственное их введение и анализ результатов и выполнения достигнутой договоренности.
К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня каждого заседания, согласование с заинтересованными организациями касающихся их вопросов. Содержательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Собственно переговоры начинаются с того момента, когда стороны приступают к обсуждению проблемы. Для того чтобы ориентироваться в ситуации переговоров, необходимо хорошо понимать, что представляет собой процесс взаимодействия при ведении переговоров, из каких этапов он состоит. Можно говорить о трех этапах ведения переговоров:
- уточнение интересов, концепций и позиций участников;
- обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);
- согласование позиций и выработка договоренностей.
Заключительным периодом переговорного процесса является анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Субъективные оценки переговоров и их результатов являются важнейшим индикатором успеха переговоров. Переговоры можно считать удавшимися, если обе стороны высоко оценивают их итоги. Техника переговора подразумевает выбор подхода к их введению и типа применяемого на них решения. Методы: метод позиционого торга-занимаются позиции, которые затем уступаются в некоторой последовательности, метод принципиальных переговоров-партнеры не торгуются, а исходят из сути дела стремятся найти взаимовыгоду, а там где это невозможно, добиваются такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами, независимо от воли каждой из сторон. Предметом переговоров явл-ся список согласованных предложений из пакетов участников переговорного процесса. Проблема переговоров заключается не в конфликтных позициях, а в конфликте между нуждами, желаниями, заботами и опасениями каждой из сторон. Поэтому для достижения разумною решения в процессе переговоров необходимо примирить интересы, а не позиции, тем более, что за противоположными позициями наряду с противоречиями могут находиться разделяемые и приемлемые интересы.