Аванга́рд — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене воспринятий ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
Символизм взламывает рамки традиционного классического искусства, расчищая дорогу авангарду, который также стремится обойтись без опоры на внешнюю предметность. Художественная практика символизма, импрессионизма, позднее постимпрессионизма, модерна (art nouveau) и авангардизма породила идеи о «необязательности пребывания искусства в рабстве у действительности» (О. Кривцун),возможности художественного творчества генерировать смыслы внутри своего языка, извлекая смысл из интонации, тембра, света, цвета, красок, линий, движений, ритмов, контрастов и т. д. Доминантой нового искусства выступает нечто расплывчатое и неуловимое, соответствующее неопределимости самой жизни. Некие фантомы, иллюзии, модальности пришли на смену четко очерченным классическим формам.
|
|
Пафос отрицания классического искусства обладал созидательным импульсом. Авангард, пародируя своих предшественников, нес культ аутентичности, абсолютизацию самоутверждения, мыслил творчество как игровую сферу, вырабатывал адекватные времени ориентации, служа посредником между человеком и миром.
Авангард в своем развитии проходит несколько ступеней:
На I этапе (1910–1920-е годы) возникают фовизм, супрематизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, имажинизм, кубизм, мерцизм, абстракционизм, сюрреализм, дадаизм, экспериментальный театр и т. д. Для этих ветвей авангарда характерен интерес к форме, обретающей духовный смысл и онтологичность.
На II этапе (1920-е — конец 1940-х годов) появляются иные ветви: конструктивизм, биокосмизм, люменизм, «новая вещественность», риджионализм, «органическая архитектура», театр жестокости, сюрреализм, дадаизм, неореализм (в кино). Здесь интерес к формотворчеству дополняется пристальным вниманием к реальности.
|
|
Затем следует III этап (конец 1940-х — 1960-е годы), когда авангардизм «академизируется». Новые ветви — поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, «новый роман», абсурдизм, акционизм — появляются на дряхлеющем стволе авангарда. Усиливается интерес к организации художественного пространства, которое наполняется действием. На этом этапе модернизм частично включает и поздний авангард, и ранний постмодернизм, являя собой некое промежуточное звено.
К ярким представителям авангардного искусства можно отнести:
1. экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев;
2. футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский.
Ру́сский аванга́рд — одно из направлений модернизма в России в 1900-1930 гг., расцвет которого пришелся на 1914–1922 гг.
Основными направлениями русского авангарда были:
1. Абстракционизм, Василий Кандинский
2. Супрематизм, Казимир Малевич
3. Конструктивизм, Владимир Татлин
4. Кубофутуризм (Кубизм, Футуризм), Владимир Маяковский