Техницистские тенденции в культуре XX века

Техницизм. Цивилизация XX века имеет не природную, а машинную основу; с эрой цивилизации машина прочно вошла в человеческую жизнь. Поэтому, как справедливо заметил Н.Бердяев, в эпоху цивилизации жизнь начинает утрачивать связь с миром природы: “Между человеком и природой становится искусственная среда орудий, которыми он пытается подчинить себе природу”. Машины создают развитое индустриальное общество, в рамках и по законам которого и начинает функционировать культура.

Черты, которые приобрела культура эпохи цивилизации, оцениваются большинством культурологов негативно. Техницизм культуры, как считают западные социологи, прямо ведет к подавлению личности; “отчуждению” ее от процессов и результата труда; созданию условий, когда человек превращается в средство своего индивидуального существования и расценивается как “человек-товар” - существо, духовно и физически обесчеловеченное.

С точки зрения Й.Хейзинга, техницизм опасен тем, что способствует снижению активного и возрастанию пассивного элемента в культуре: раньше люди сами пели, плясали и развлекались - в XX же веке они предпочитают, чтобы это делали за них другие. Технические средства, особенно кино и телевидение, рассеивают внимание, не учат человека сосредотачивать дух, поэтому у личности в XX веке, по сравнению с предшествующими эпохами, снижена способность суждения.

Эгоизм. Философией цивилизации является материализм, причем, скорее всего, диалектический материализм. Цивилизация понуждает человека в своем пространстве действовать материалистически, как бы этому ни сопротивлялся человек.

Асимметрия состоит в том, что культурное же пространство может быть понято только в рамках идеалистического мировоззрения. Более того, культурное пространство постоянно воспроизводит это мировоззрение. Всякие попытки приложить идеалистические мерки к цивилизации также наивны и бесплодны, как и попытки приложить к культуре мерки материализма. Так, например, Бердяев хотел построить идеалистическую философию для цивилизации, где идеалы были бы главным полюсом этих рассуждений. У него, по существу, получается мистическая логическая сетка, лишенная конкретно-исторического содержания, своеобразная мелодия символов для сольного слушания, где слушателем является сам исполнитель. Таким образом, ни материализм, ни идеализм не является единственной и абсолютно верной философией.

Человек, живя в реальном времени, вынужден ориентироваться то на цивилизацию, то на культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: