Июля 1956, Руан, Франция

«Европейца все вниманье народ сей чудный привлекал – меж горцев

пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье, любил их жизни

простоту, гостеприимство, движений вольных быстроту». С этими

словами из «Горцев» Пушкина приветствовал меня кавказовед, немец по

крови и культуре, международный гражданин по существу, бельгиец по

формальной национальности. И сразу же к делу: его супруга, в

совершенстве владевшая немецким, французским и русским языками,

разложила передо мной первую машинописную версию большой научной

работы о народах Северного Кавказа. Я рассмеялся: сами кавказцы

давно прокляли меня как обрусевшего сукина сына: какой из меня

специалист по таким делам!

* * *

Практически, я оказался бесполезным, что сильно разочаровало

почтенную пару. Но зато узнал от них немало интересного.

Оказывается, по их версии, осетины появились на Северном Кавказе в

6-м веке. В 375 году Гунны под водительством Манцука покорили

Босфорское царство, разбили готов и алан – из последних и вышли

осетины, по теории кавказоведа. Не мне судить, так это или нет. Но

приходилось читать и слышать, что этногенез осетин преемственно

связан как с ираноязычными народами (скифами, сарматами, аланами),

так и с древними северокавказцами. По-видимому верно, что уже в 4-5

веках часть аланов, разгромленных гуннами, с Дона и Приазовья

переселилась в предгорья Северного Кавказа.

* * *

Между прочим, кавказовед заметил, как бы невзначай, что

существует струя мысли, что осетины – это народ с какими-то

арийскими подкорнями. Кто знает, может быть он ожидал проявления

гордости от меня. Но пришлось разочаровать его еще раз; довелось

мне читать подобные намеки в 1942 году, когда немцы сбрасывали

миллионы листовок на Северную Осетию, и отношение к ним было

однозначным: а пошли вы со своим арийством туда, где раки зимуют!

Для меня же лично люди всех национальностей являются одноголовыми,

двуногими, двурукими.

Встреча была, кажется, не очень удачной. С кавказоведами мы

встретились горячо, но расстались на уровне простого тепла. Причин

– две: мне чужд даже отдаленный намек на деление народов СССР на

«лучших» и «худших»; мы были люди разных областей знаний, и к тому

же я никогда не был в восхищении от специалистов, сидящих на одной

букве алфавита и не желающих знать даже о соседних буквах, не

cnbnp уже о всем алфавите. Несомненно, почтенный профессор знал

свою букву в 100 или 200 раз глубже меня, но то было знание с

расстояния, книжное, сухое, школярское; когда, например, речь зашла

о геноциде на Северном Кавказе, он развел руками: «Да как знать о

частностях, которые являются к тому же политическими!»

* * *

Вторую половину дня посвятил знакомству с городом, о котором знал

только две вещи, о которых хотел бы рассказать с дополнениями и

уточнениями.

Я – старый парашютист. Мой первый прыжок с самолета,

пилотировавшегося летчиком Нюхтиковым, был совершен в октябре 1932

года. И вскоре слушал лекцию-рассказ Глеба Евгеньевича Котельникова

(1872-1944) по истории российского парашютизма. В январе 1913 года

он очутился в Руане, где проводились опытные парашютные прыжки с 53-

х метрового моста через реку Сену. То были первые в мире прыжки

человека с ранцевым парашютом, изобретенным Котельниковым. На

протяжении тридцатых годов я встречался с ним неоднократно. Военно-

воздушные силы СССР, разумеется, были тесно связаны с Глебом

Евгеньевичем, а отсюда некоторая популярность Руана в нашей среде.

* * *

Вторая «вещь» - история Жанны д’Арк. Преданная и схваченная, она

была заключена в тюрьму в мае 1430 года и предстала перед судом в

феврале 1431 года. Французские Вышинские того времени наперед знали

ее судьбу: 30-го мая того года ее доставили на торговую площадь

Руана, где привязали ее к столбу в нише из специальной горы сухих

дров, и сожгли заживо; ее пепел был предан водам той же Сены, в

которую с моста прыгали на парашюте Котельникова…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: