Сложная категория, с которой работает психолог – это педагоги. Они по-разному воспринимают психологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытством, безразличием, недоверием и скептицизмом и даже открытой враждебностью. Практический психолог может столкнуться с ситуацией, когда запрос на его деятельность полностью отсутствует. Педагоги считают, что они не нуждаются в помощи психолога.
В ряде случаев запрос на работу психолога имеется, однако он является неадекватным. Неадекватность может проявляться в отношении цели, содержания работы психолога (например: «Вы будете заниматься с детьми всех 12 групп нашего детского сада по математике. Ваша задача – как можно лучше подготовить их к обучению математике в школе»). Неадекватность также проявляется в отношении методов, специфики работы психолога. Например: «Вы должны будете присутствовать в группах, где находятся малоопытные воспитатели, и помогать им налаживать работу». В этом запросе есть и адекватная часть, касающаяся цели работы – помощь начинающим педагогам. При этом важно учитывать, какое содержание привносится в само понятие «помощь». Необходимо выделять методический аспект, входящий в функциональные обязанности методиста, и психологический, который составляет содержание работы психолога. Неадекватная часть данного запроса касается методов достижения цели. Заведующая предполагает, что лучший путь – это постоянное присутствие психолога в группе.
|
|
Анализ ответов методистов детских садов показывает, что они предпочитают психолога, способного проникнуться проблемами учреждения и педагогов, способного органично войти в жизнь детского сада, стать «своим». 51 % ответов на вопросы анкеты о проблемах детского сада, в которых, на их взгляд, нужна помощь психолога, касается работы с педагогами: создание благоприятного климата в коллективе, налаживание взаимоотношений педагогов между собой, с родителями, детьми; помощь педагогам в работе с детьми. Такой запрос коренным образом отличается от привычных представлений детских психологов, занимающихся диагностико-коррекционной работой с детьми в отрыве от реальной воспитательно-образовательной ситуации их развития.
Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и Деятельности обязательно проецируются на детей. Именно поэтому психологу важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития. Хорошее взаимопонимание и сотрудничество психолога с педагогами всегда способствует оптимизации контактов с детьми, родителями.
|
|
Только высокий уровень компетентности, объективности психолога, практическая направленность и результативность работы помогут ему завоевать доверие в педагогическом коллективе.
Психолог и педагог взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Для успеха совместной деятельности необходимо ценностно-ориентационное единство участников. Приходя в образовательное учреждение, психолог встречается с определенными представлениями педагогов о целях воспитательно-образовательного процесса, их ценностными ориентациями, установками по отношению к детям.
Психолог не может не учитывать эту реальность, ведь он становится членом педагогического коллектива. Вместе с тем, психолог является носителем своей профессиональной системы целей и ценностных ориентаций, которые могут в большей или меньшей степени не совпадать с таковыми у педагогов и педагогического коллектива в целом.
Исследования Д.В. Обориной показали принципиальные различия в профессиональной ментальности педагогов и психологов. Профессиональная ментальность, по ее мнению, включает в себя профессиональные мотивы, ценностные ориентации и социальные установки. Различия состоят в следующем:
Психологи | Педагоги |
1. Временная перспектива | |
Мотивация ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, а также период открытого настоящего. | Мотивация в значительной степени относится к периодам близкого и отдаленного будущего. |
2. Содержание мотивации | |
Выражена познавательная мотивация и мотивация, связанная с собственной личностью, в частности с Я-концепцией, высокий уровень потребностей; от окружающих ожидают помощи, надеются на удачу. | Выражена ориентация на общение, работу по специальности, самореализацию в профессиональной сфере, на определенный уровень достижений, альтруистическая мотивация; от окружающих ожидают любви, уважения, признания. |
3. Ценностные ориентации | |
Терминальные (ценности-цели) | |
Свобода, познание. | Счастливая семейная жизнь, счастье других. |
Инструментальные (ценности-средства) | |
Широта взглядов, эффективность в делах, высокие запросы, независимость, рационализм. | Воспитанность, аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других. |
4. Установка по отношению к ребенку | |
Уровень контроля | |
Минимальный контроль, предпочтение либерального стиля общения с ребенком. | Высокий уровень контроля, склонность к авторитаризму по отношению к ребенку. |
Представление об ученике | |
Высокая когнитивная сложность восприятия, безоценочность. | Низкая когнитивная сложность восприятия, оценочность. |
Эти различия могут являться причиной сложности во взаимодействии педагогов и психолога.
Эмоциональное принятие психолога педагогическим коллективом зависит от профессионально-личностной позиции психолога. Значимыми составляющими эффективной позиции, по мнению Т.С. Леви, являются установка на субъект-субъектные отношения, равенство и партнерство при осознании своей направляющей роли в решении психологических задач и проблем, установка на эмоциональное принятие педагогов такими, какие они есть. Процесс принятия носит взаимный характер: психолог принимается педагогическим коллективом тогда, когда он сам принимает этот коллектив.
Суть отношений педагога и психолога — в равноценном и равноправном сотрудничестве. Равноправие, в частности, проявляется в той профессиональной позиции, которую занимает психолог по отношению к педагогу. Он не является, с одной стороны, носителем передовой научной позиции, на которую должны равняться «рядовые» педагоги. С другой стороны, он не является и просителем, которому еще надо доказать значение и нужность своей работы главному «монополисту» в общении и воздействии на школьника — педагогу. Он — необходимое звено сложного современного учебно-воспитательного процесса, обладающее своими профессиональными возможностями, которые должны быть органично вплетены в ткань повседневной педагогической практики учителя.
|
|
У педагога и психолога есть общая цель — ребенок, его благополучие и развитие. Обе профессии предполагают проектирование и реализацию условий, в рамках которых каждый ребенок мог бы успешно обучаться и развиваться, Различия (но не противоречия) существуют на уровне средств, с помощью которых эти условия разрабатываются и реализуются. Соответственно, одна из первых и наиважнейших задач психолого-педагогического сотрудничества — сделать так, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга.