Марксистское представление о культуре (Г. В. Плеханов)

С конца XIX века в русской культурологической мысли представлено и марксистское направление, наиболее ярким выразителем которого является Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

В работе «История русской общественной мысли» он исходит из основного положения исторического материализма об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и из оценки объективных условий развития общественной жизни. Г.В. Плеханов отвергает как тезис о полной исторической самобытности России, так и представление о принципиальном сходстве русского и западноевропейского развития. Он считает, что те особенности, которые присутствуют в русском историческом процессе, напоминают процесс развития великих деспотий Востока, при этом они то увеличиваются. То уменьшаются, и Россия «как бы колеблется между Западом и Востоком».

Для объяснения этого главного фактора русской истории Г.В. Плеханов обращается к рассмотрению географических и исторических условий социально-экономического, политического и духовного развития русского общества. Анализ этих условий приводит его к следующим выводам. Во-первых, под воздействием географических условий рост производительных сил России, по сравнению с Европой, происходил крайне медленно. И, во-вторых, благодаря сложившейся исторической обстановке, которая усиливала географические условия, Россия поначалу все больше и больше удалялась от Европы и сближалась с Востоком. Все это не могло не наложить определенного отпечатка на формирование так называемого «русского народного духа». Пределом в этом историческом движении оказалась эпоха Петра I, которая, с одной стороны, довела до крайности черты Московско-деспотической Руси; а с другой, именно с нее начался процесс европеизации общественно-политических отношений и русской духовной культуры, не закончившийся и к началу революции 1917 года.

Эта оценка Г.В. Плеханова была подтверждена дальнейшим ходом развития русской культуры, поскольку события, последовавшие за двумя революциями 1917 года, привели русское общество и культуру в совершенно новые условия исторического существования, самым парадоксальным и неожиданным образом сочетавшие черты Востока и Запада.

3.5. Культурологические традиции в русской религиозно-идеалистической философии рубежа XIXXX веков

Особое место в русской культурологической традиции занимают работы ученых первой волны эмиграции – Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, Г.П. Федотова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка и других, которые исследуют не только современную культуру, но и обращаются к древности, создавая оригинальные и имеющие большое значение для понимания социокультурных процессов произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: