Тема 1. Культурологическая мысль как предмет изучения

Культурологическая мысль как возникновение, становление и развитие саморефлексий культуры. История культурологической мысли как самостоятельная дисциплина. Предмет, задачи и функции культурологической мысли для культуры (по взглядам И. В. Кондакова). Специфика культурологической мысли в интеллектуальной традиции человечества. Соотношение культурологической мысли и культурологических взглядов. Значение культурологической мысли и взглядов для становления культурологии как науки.

Тема 2. Методы исследования культурологической мысли.

Роль источника в процессе историко-культурологического исследования. Историк как аналитик предмета исследования. Подходы к трактовке исторического текста. Подлинность и достоверность письменных источников. Гуревич П.С. о влиянии нарративных моделей, картины мира автора на описание действительности в источнике. Типы источников: письменные, художественные, кино-фотодокументальные, фольклорные. Виды письменных источников: поучения, проповеди, мемуары, дневники, письма, периодическая печать. Специфика работы с различными видами письменных источников. Художественно-изобразительные источники как репрезентанты представлений о культуре. Методы сравнения, реконструкции, формализации в анализе культурологической мысли.

Тема 3. Проблема исторической периодизации культурологической мысли.

Хронология как компонент историко-культурного моделирования. Методы хронологии. Периодизация как результат хронологического моделирования, выделения временных интервалов. Признаки и способы периодизации. Проблема исторической периодизации культурологической мысли и ее решение в трудах И. В. Кондакова. Периодизация культурологической мысли в учебных пособиях и культурологических исследованиях. Периодизация истории культурологических взглядов М. С. Кагана, Т. Г. Грушевицкой, А. П. Садохина, А. В. Костиной.

Тема 4. Предпосылки генезиса культурологической мысли.

Проблема форм и средств саморефлексии культуры. Синкретизм древних цивилизаций как предпосылки генезиса культурологической мысли. Вербализованные и невербализованные формы бытия представлений о культуре. Архаические тексты магического и мифологического содержания как репрезентанты предпосылочных представлений о культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: