Воспитание - дело совести, образование - дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга,
Виктор Гюго
Вместе с ходом времени меняется значение вещей.
Лукреций Тит Кар
Итак, книга называется «Воспитание в современной школе». Почему «воспитание»? А не «образование»? Не «воспитательная работа»? Не «внеурочная деятельность»? Не «дополнительное образование»? И в чем специфика этого феномена, который у всех на устах, «современная школа»? Ответим здесь на эти вопросы в первом приближении, в общем виде, ибо подробнее и глубже о них - в самой книге.
Всем, наверное, приходилось слышать слова: «Не учите меня жить!», «Не надо меня воспитывать!», «Не читай мне морали!», аТа семья хороша, где никто никого не воспитывает», «Школа не должна воспитывать, ее удел давать знания, а уж воспитаю я своего ребенка как-нибудь сам», «Где начинается воспитание, там кончается личность и ее свобода»...
Но есть еще и другое видение сути данного явления. Я.А. Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». В.Г. Белинский: «Воспитание великое дело: им решается участь человека». Д,И. Менделеев: «Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего».
|
|
Перед нами две полярные точки зрения в понимании и оценке воспитания. Как их рассудить? Каждому, мало мальски знакомому с историей педагогики, хорошо известно, что воспитание появилось одновременно с возникновением человеческого общества, все перипетии развития человеческого общества так или иначе коснулись воспитания, внесли свои коррективы в эту функцию общества.
Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для всестороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации.
Это основополагающие идеи, на которых зиждится любая концепция воспитания. Предмет нашего рассмотрения - воспитание в современной школе.
«Современная школа» - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная по тому, как там, в школе, им живется, работается или учится- А это зависит от многого: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от природных условий, и от подобравшегося (или подобранного) коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов...
И еще мы говорим «СОВРЕМЕННАЯ школа». Это какая - «современная»? Так ведь всегда говорили - во все времена, во всех странах, у всех народов. Современная -это значит, видимо, «Соответствующая ВРЕМЕНИ»: Сопричастная с тем, что происходит в обществе в настоящее время, сегодня. Видимо, это так. И поэтому, прежде, чем рассматривать особенность воспитания, его содержание и методику, необходимо четко осознать, каковы особенности нашей современной, меняющейся школы в нашем коренным образом изменившемся обществе- Что же нового в жлзнь современной школы внесли общественные перемены? Что нового произошло и происходит в самой школе в ответ на происходящие вне ее перемены?
|
|
Попытаемся охарактеризовать некоторые основные особенности современной школы, которые необходимо учитывать современному школьному педагогу, организующему процесс воспитания.
1. В условиях перестройки (политической, экономической, социальной, культурной...) претерпевает существенные изменения и школа. Эти изменения, прежде всего, касаются переосмысления цели, содержания и структуры образования'.
• Конечной целью образования считается развитие обшей и профессиональной культуры личности, ее творческого потенциала, потребности систематического и перманентного пополнения знаний в течение всей жизни (в системе непрерывного образова-
ния[1]). Это обусловлено динамичностью социально-экономического и духовного развития общества, а также включением нашей страны в систему мировой цивилизации.
• Все содержание образования подразделяется на два раздела:
1 - базовое образование (а его основе - разрабатывающиеся стандарты по всем учебным предметам) на основе уровневой дифференциации согласно возможностям учащихся и конкретным условиям педагогического процесса;
2 - дифференцированное образование (специальное, профессиональное, дополнительное... по выбору департаментов образования, региональных, городских, районных; педагогических коллективов школ и самих учащихся и их родителей); в учебном плане школы имеется региональный и школьный компоненты, на основании которых вводятся предметы дополнительного цикла в зависимости от типа школ, их учебных планов и программ.
• Современная общеобразовательная школа имеет структуру: начальные классы (3-4 года обучения), средние классы (6-5 лет), старшие классы (2 года); обязательным является 9-летнее образование. Причем, каждое звено имеет свое назначение: начальное - формирование у учащихся обшеучебных навыков и умений (чтения, письма, счета, устной и письменной речи, элементарное знакомство с окружающим миром, природой, с некоторыми событиями истории страны); среднее звено - базовое образование (обязательное для всех); старшее звено - дифференциация образования между старшими классами, имеющими различные учебные планы, профессионально-техническими училищами, техникумами, колледжами, училищами и так далее (по выбору учащихся, нередко на конкурсной основе).
2. Наряду с государственными появились частные школы и другие детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады, приюты для обездоленных детей, различные школы дополнительного образования - художественные, интеллектуально-развивающие. спортивные, религиозные и так далее). Эти учреждения чаще
всего имеют авторскую учебно-воспитательную программа (например, школы при Вальдорф-центре, школа М. Монтессори, школа диалога культур B.C. Библера, Пилотная школа или школа завтрашнего дня, домашние школы, различного типа религиозные школы, целый ряд национальных учебных заведений...). В этих школах собственный пакет документов (программа, устав, сведения о материальной базе, состав педагогического коллектива, концепция обучения и воспитания, лицензия на право выдачи аттестата установленного образца).
3. Рыночные отношения в обществе отражаются на школе в разных аспектах, имеют своеобразные проблемы: материальная база и финансирование школ (государственное, спонсорское, хозрасчетное и др.); контрактная система найма педагогических кадров; подготовка школьников к участию в рыночной экономике (специальные предметы, школы, курсы); оплата детского труда в школьных кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности: проблемы эксплуатации детского труда, нарушений законодательства о труде в отношении детей и подростков; дополнительные образовательные услуги в школах; доля и мера оплаты детского труда в соотношении с воспитательными возможностями "бесплатного», общественно полезного труда, благотворительной деятельности, работы в спортивно-трудовых лагерях, на субботниках-воскресниках и т.п.; хозрасчет и самоокупаемость в условиях школьных мастерских; проблема налогов: школа как хозяин и распорядитель своего бюджета; платные частные школы и другие проблемы.
|
|
4. Появились также альтернативные школы (концепция альтернативы заключается в том, что разные люди учатся разными путями и способами на основе различных образовательных потребностей; такие школы возникают повсеместно по образцу западноевропейских и американских[2]).
5. Идет процесс демократизации управления образованием в целом (в стране, регионах, городах и местностях, муниципальных округах) и в системе руководства и управления школой. Это проявляется в замене контролирующих функций руководства на функции методические, в выборности руководящих кадров, в от-
четности и гласности, в привлечении широкой общественности к управлению образованием в планировании, организации деятельности, в определении концепции и программы, в анализе и подведении итогов, в оценке деятельности школы и педагогов; в появлении школьных Советов, Советов старшеклассников и так далее. Существенные преобразования происходят в системе соуправления-самоуправления школьников.
6. Идеи гуманизации образования и воспитания, как и во всем мире, в современной школе России имеют тенденцию ко все большему и большему вхождению в практику. Проявляются они по-разному; опора в воспитании на самопознание, саморазвитие и самосовершенствование личности; обращение к ценности «Я» школьника; максимальная индивидуализация обучения и обеспечения активной позиции учащегося; гуманизация отношений «учитель <=> ученик»; создание в школе и классе благоприятного психологического климата, появление в школе психологической службы, ориентированной на учителя и ученика, воспитание учащихся на основе общечеловеческих ценностей, интерес к «педагогике ненасилия» и свободного воспитания и так далее.
|
|
Этим обусловлена тенденция все более широкого введения в учебные планы школы различных гуманитарных курсов, обладающих большим воспитательным потенциалом: «Человековедение», «Психология», «Основы педагогики», «Психология самовоспитания». «Этико-психологический аутотренинге, «Культура поведения», «Этикет в школе», «Этика и психология семейной жизни», «Основы этики», «Эстетика», «Философия жизни в школе», «Мировая художественная культура», «Культура моего народа», «История религии» и другие.
7. Широкое развитие в образовании получает система дополнительного образования в рамках учебного процесса, а также во внеурочной (внешкольной и внеклассной) воспитательной работе. Платное и бесплатное. Это различные факультативы, кружки, секции, школы разного профиля, клубные объединения, станции технического творчества, Дома творчества детей и юношества, различные курсы и так далее. Они существенно дополняют возможности развития личности школьников, но ни в коей мере не могут заменить полностью единый и цельный воспитательный процесс в школе (а такая точка зрения, к сожалению, имеет место у некоторых руководителей образования и школ, и в практике тоже).
8. В современной школе используются разнообразные формы руководства внеклассной воспитательной работой. Назовем здесь некоторые из них: классный руководитель (функции его оговорены Уставом школы); классный воспитатель (классный руководитель. берущий на себя функции развития и воспитания учащихся); освобожденный классный руководитель-воспитатель1; воспитатель-куратор (или наставник) параллели из двух-четырех классов; воспитатель-куратор двух-трех разных классов (для малокомплектных школ сельской местности, для некоторых частных альтернативных школ); классная дама (в женских гимназиях); работа организаторов-специалистов по разным направлениям (краеведческое, экологическое, профориентационное, трудовое, театральное, искусствоведческое и т.д.), возможный вариант - и коллективное руководство группы учителей воспитательной работой школы (через систему школьных штабов, например; либо через деление детей по возрастным группам). Возможны и другие варианты.
В практику современной школы все шире и шире входят такие должности, как практический психолог и социальный педагог.
9. Реальностью в наше время стали социально-производственно-педагогические комплексы (СППК), имеющие статус экспериментальной педагогической площадки и объединяющие все учебно-воспитательные учреждения микрорайона: детские сады, школы (общеобразовательные и специализированные), вузы, клубы, кружки и секции, технические станции, дома молодежи, детские парки, различные общественные и спонсорские организации, институт социальных психологов и педагогов и так далее, СППК функционирует как комплексное учебно-воспитательное учреждение по воспитанию детей, живущих в данном микрорайоне. Примером такого комплекса может служить возникший в Е972 г. как форпост культуры им. С.Т. Шацкого ныне развившийся в СППК «Лужники» г. Москвы (бессменный руководитель его педагог-энтузиаст Ю.К. Березкин).
10. Воспитательная работа школы становится творчеством не только педагогов-одиночек, но плодом труда коллектива единомышленников. Причем на нескольких уровнях: класс -> школа -> микрорайон -> город - > регион.
Опыт работы освобожденных классных руководителей получил отражение ii книге: Газмач О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992.
Для примера приведем обобщенный материал из анализа воспитательной работы в г. Севастополе, проведенный заведующей кабинетом воспитательной работы городского Института усовершенствования учителей С.М. Тищенко[3].
... Фактический анализ содержания воспитательной работы а различных типах учебных заведений г. Севастополя позволяет выделить три подхода к организации воспитательных систем:
1. Посредством организации системы ключевых дел в году (методика В.А. Караковского);
2. Привлечение к участию в работе со школьниками специалистов внешкольных педагогических заведений, расположенных территориально в непосредственной близости к школе (научных работников, руководителей кружков, секций, клубов...);
3. Использование самой школы как непосредственной базы для создания под одной крышей воспитательного центра, совмещающего в себе работу школы как общеобразовательного учреждения и центра дополнительного образования (художественного, музыкального, хореографического и так далее.
У каждой школы г. Севастополя своя «визитная карточка», свое что-то уникальное, отличающее ее от других. В городе немало школ со сложившимися системами, которые заслуженно называют именами руководителей: «Школа Мельник», «Хитровой», «Гузановой», «Юрьевой», «Бородиной», «Андреевской». В основе системы одно или несколько направлений воспитательной работы: «развитие детского творчества», «краеведческое воспитание», «героико-патриотическое воспитание на материале истории г. Севастополя", «спортивно-оздоровительное воспитание», «национальная культура (русская, украинская, английская, татарская), отражение ее в различных видах искусства», «мир человека и процесс самопознания», «воспитание и театр» и другие. В школах, где сложилась система воспитательной работы, возникают оригинальные формы: вокальные ансамбли (национальные), клубы «Хозяюшка», «Хороших манер», молодежная театральная студия, «Школа искусств» и другие.
... В школе № 22 г. Севастополя интересно работает воспитательный центр, в основе которого лежат идеи интеграции воспитательных воздействий (в разных формах), творчества и научного поиска детей. Ведущий вид деятельности - интеллектуально-познавательная, которая предполагает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных интересов и способностей детей и свободу выбора в сфере кружковой деятельности. Многообразие объединений клубного типа создает ту воспитательную микросреду, в которой развивается индивидуальность каждого школьника.
... В школе № 21 г. Севастополя широко используются нестандартные формы работы с родителями: открытые уроки для отцов и матерей, педагогические практикумы, диспуты (например, на тему «Любовь к детям, какая она?» «Что значит семейный уют?", «Хорошая семья, какой ей быть?), семейные праздники, вечера, клубы общения, миникружки под руководством родителей.,.
Таким образом, на примере беглого анализа системы воспитательной работы в школах г. Севастополя видно, как описанные выше характерные особенности современной школы, интегрируются в неординарной творческой деятельности современных педагогов, озабоченных воспитанием подрастающего поколения.
В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа - островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи всестороннего, гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания - самоактуализацию личности взрослеющего человека.