Что такое «воспитание»

Прежде всего, научайся каж­дую вещь назвать ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Пифагор

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.

В. Г. Белинский

Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача на­копленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколе­нию- Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого не­мыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий веч­ных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в за­висимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принад­лежит к области разумной и сознательной деятельности челове­ка, самое понятие воспитания есть создание истории, в приро­де его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключи­тельно на развитие сознания в человеке: каким же образам мо­жет она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуман­ности плана?»

Как известно, человечество (в филогенезе) и, каждый роди­тель воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы; когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную

песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других лю­дей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, пре­красного и безобразного... - это значит воспитывают.

Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармли­вание". Но люди очень рано. еще на заре человеческого общест­ва, поняли, что лиги человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание, иметь смысл более духовный, нежели матери­альный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление на­чинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты-

Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию при­дается большое значение. Даже отдается приоритет перед обра­зованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает чело­века воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчи­вое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сей­час больше, чем хлеб».

О важности воспитания, о том, что дитя человеческое стано­вится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духов­ному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» - детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Конном описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек- Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9-10 лет, вырос­ший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет - ходить. К 17-!8 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких де-

тей ограничивается несколькими десятками слов; писать и вы­полнять простейшие арифметические действия они вообще не могут.

Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надле­жащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушите­лей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...

Что же такое воспитание? Как его понимают учителя - прак­тики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям города Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-Вашему, что самое глазное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирова­ние личности школьника: «понять суть ученика - отсюда возни­кают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и без­образным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравст­венного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».

Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматривается гуманистические на­чала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями; и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Однако, среди общего позитивного стиля и тона высказыва­ний есть и такое' «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие маги­ческим действием на коллектив.» Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход к воспитанию и обучению. Он ос­нован на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие гру­стные мысли порождает это слово; Мораль! При этом слове ре-

бенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; мо­лодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипя­щим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве ин­триганов и преступников, которым мораль служила во все вре­мена».

Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? - получите однозначный ответ: «Нет!" И у А.С. Ма­каренко поэтому: «Не следует въедаться детям в печенки педаго­гикой.» Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Мак­симилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим».

Почему так? Видимо, насилие над личностью, уничтожение ее смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и че­ловека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в су­матохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирую­щуюся личность школьника воздействиями типа: «Только по­смей...", «Прекрати сейчас же..!», «Кто.... тот будет весь год..." Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирова­ние, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа" (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный кри­тицизм, непослушание, «смысловой барьер»), появляется «сопротивление воспитанию».

Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в истинном, научном по­нимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправ­ленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие пе­дагогические явления: формирование личности (придание «фор­мы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспи­танников), управление развитием (опять без учета индивидуаль­ности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений

начальства и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и вос­питанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо извест­ные по современной практике.

Итак, основные признаки воспитания как педагогического яв­ления:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и ка­ждого его элемента. Имеется в виду постановка воспитателем це­ли (как конечного результата педагогической деятельности), оп­ределение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освое­ние социально-культурных ценностей общества, 2) развитие (всестороннее, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.

И в более узком смысле этого слова - предполагается целе­направленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоян­но, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности - интуитивно) ставит и решает определенные за­дачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход - зачем? 1-ое, 2-ое, 3-е....!»; «Организую «Огонек» - зачем?», «В школу обязательно приносить сменную обувь - зачем?», «Классные ча­сы должны быть в расписании - зачем?», «Вместе с детьми пла­нируем воспитательную работу - зачем планируем? И почему - вместе с детьми?».,. И так - в каждом педагогическом акте. По­степенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока-воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «пово­дыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика».

2. Воспитание - процесс. Мы исповедуем диалектический подход к характеристике воспитания как педагогического явле­ния, ибо система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый из компонентов ее в наивысшей степени динамичен: пе­дагог как субъект педагогического процесса - развивающаяся

личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно ме­няющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительно­стью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция актив­на, многочисленные внешние факторы - также динамичны.

Изменчивостью и динамичностью отличается и сам педаго­гический процесс: уроки в начальной, средней и старшей шко­ле - это разные уроки, уроки в четырех классах одной паралле­ли - это разные уроки; уроки одного учителя в одном и том же классе - неоднородны; первый и последний урок дня, изучае­мой темы, учебного года и так далее резко отличаются друг от друга. Это касается любого педагогического действия и явления. В учебно-воспитательном процессе следует выделить два типа динамики, развития: спонтанный (совершаемый вроде бы сам по себе, стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогиче­ский, то есть целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.

3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сто­рон. Схематично суть его можно изобразить так:

S <->


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: