Прежде всего, научайся каждую вещь назвать ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.
Пифагор
Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В. Г. Белинский
Воспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению- Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной). К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образам может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»
|
|
Как известно, человечество (в филогенезе) и, каждый родитель воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы; когда пеленают, кормят, купают, поют колыбельную
песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного... - это значит воспитывают.
Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание". Но люди очень рано. еще на заре человеческого общества, поняли, что лиги человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание, иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании».
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты-
Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».
|
|
О важности воспитания, о том, что дитя человеческое становится Человеком только благодаря воспитанию, именно «духовному питанию», говорят многочисленные истории с «Маугли» - детьми, вскормленными и взращенными в логове зверя. В 1694 г. ирландский врач Б. Конном описал случай, когда на границе Литвы и России был найден десятилетний мальчик, живший с медведями. Голландский врач Бургове в XVIII веке рассказал о ребенке, обнаруженном среди диких коз. В Индии в 1920 г. в волчьем логове вместе с волчатами отыскали двух девочек- Уже в наши дни в Гвинее-Бисау обнаружен ребенок 9-10 лет, выросший в стае обезьян. Индийская девочка Камала, попав к людям в 7-8 лет, только через два года научилась стоять, через 6 лет - ходить. К 17-!8 годам сумела с трудом приобрести умственное развитие четырехлетнего ребенка. Словарный запас таких де-
тей ограничивается несколькими десятками слов; писать и выполнять простейшие арифметические действия они вообще не могут.
Хорошо известны каждому школьному педагогу печальные истории детей из неблагополучных семей, не получивших надлежащего воспитания, судьбы детей и подростков-правонарушителей, пагубные последствия алкоголизма, наркомании и токсикомании детей и подростков...
Что же такое воспитание? Как его понимают учителя - практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям города Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-Вашему, что самое глазное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника: «понять суть ученика - отсюда возникают методы воспитания»; «научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»; «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»; «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»; «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»; «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка».
Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматривается гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями; и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.
Однако, среди общего позитивного стиля и тона высказываний есть и такое' «Авторитет педагога, когда дети безоговорочно принимают то, что сказал педагог. Есть люди, обладающие магическим действием на коллектив.» Здесь просматривается хорошо известный в истории педагогики (и в теории, и в практике), а также и в современной жизни (в семье, школе, общественных местах) авторитарный подход к воспитанию и обучению. Он основан на авторитете, правильных взглядах, верных нравственных посылках... Но, не об этом ли у Ш. Фурье: «Мораль! Какие грустные мысли порождает это слово; Мораль! При этом слове ре-
бенку кажется, что он видит вооруженных розгами учителей; молодая женщина представляет себе ревнивцев, угрожающих кипящим котлами ада; честный человек вспоминает о множестве интриганов и преступников, которым мораль служила во все времена».
|
|
Спросите у детей разного возраста, любят ли они, когда их воспитывают? - получите однозначный ответ: «Нет!" И у А.С. Макаренко поэтому: «Не следует въедаться детям в печенки педагогикой.» Можно в этих рассуждениях пойти еще дальше. У Максимилиана Волошина в дневнике читаем: «Из всех насилий, производимых над человеческой личностью, убийство является наименьшим насилием, а воспитание - наибольшим».
Почему так? Видимо, насилие над личностью, уничтожение ее смерти подобно. Ведь если личность раздавлена, то нет и человека. Громко? Трагично? Да, но ведь так и есть. И только в суматохе будней не вдумываемся мы, когда корежим формирующуюся личность школьника воздействиями типа: «Только посмей...", «Прекрати сейчас же..!», «Кто.... тот будет весь год..." Сплошные угрозы, наказания, чтение нотаций, морализирование, запреты, слова-руководства: «Нет!», «Не смей!», «Нельзя!» и т.п. Тогда нравственность и превращается в «полицию духа" (К.Д. Ушинский), вызывает бурный (или тихий) протест воспитуемого, порождает всякого рода защитные реакции (нигилизм, грубость и дерзость, аффект неадекватности, повышенный критицизм, непослушание, «смысловой барьер»), появляется «сопротивление воспитанию».
Так что же такое ВОСПИТАНИЕ в истинном, научном понимании этого слова? Воспитание - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Рассмотрим более подробно основные признаки категории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления: формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений
|
|
начальства и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанность цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо известные по современной практике.
Итак, основные признаки воспитания как педагогического явления:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеется в виду постановка воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на основе их всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества, 2) развитие (всестороннее, гармоничное) индивидуальности воспитанников, их самоактуализация.
И в более узком смысле этого слова - предполагается целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности - интуитивно) ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход - зачем? 1-ое, 2-ое, 3-е....!»; «Организую «Огонек» - зачем?», «В школу обязательно приносить сменную обувь - зачем?», «Классные часы должны быть в расписании - зачем?», «Вместе с детьми планируем воспитательную работу - зачем планируем? И почему - вместе с детьми?».,. И так - в каждом педагогическом акте. Постепенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока-воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «поводыря», «человека с указкой», «приказчика и надсмотрщика».
2. Воспитание - процесс. Мы исповедуем диалектический подход к характеристике воспитания как педагогического явления, ибо система компонентов воспитательного процесса самая динамичная (изменяющаяся, развивающаяся) структура, так как каждый из компонентов ее в наивысшей степени динамичен: педагог как субъект педагогического процесса - развивающаяся
личность, находящаяся во взаимодействии со стремительно меняющимся окружающим миром, воспитанник - развивающаяся личность, не только объект педагогических воздействий, но и субъект многообразных отношений с окружающей действительностью, в том числе и в педагогическом процессе его позиция активна, многочисленные внешние факторы - также динамичны.
Изменчивостью и динамичностью отличается и сам педагогический процесс: уроки в начальной, средней и старшей школе - это разные уроки, уроки в четырех классах одной параллели - это разные уроки; уроки одного учителя в одном и том же классе - неоднородны; первый и последний урок дня, изучаемой темы, учебного года и так далее резко отличаются друг от друга. Это касается любого педагогического действия и явления. В учебно-воспитательном процессе следует выделить два типа динамики, развития: спонтанный (совершаемый вроде бы сам по себе, стихийно происходящий под влиянием факторов среды и внутренних особенностей личности воспитанника) и педагогический, то есть целенаправленный, осмысленный воспитателем и воспитанником.
3. Воспитание - в своей сущности - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон. Схематично суть его можно изобразить так:
S <->