Теоретические истоки качественных методов

Количественные методы появились очень давно, задолго до появления социологии.

Качественная социология оформилась (институциализировалась) позже. Качественную парадигму часто называют гуманистической социологией, а так же интерпретативной (понимающей) в соответствии с теоретическими концепциями данного направления.

В отличии от структурализма, где социальные структуры представляются как довлеющие (превалирующие) над индивидом (что обеспечивает социальный порядок в обществе), здесь индивиды понимаются как агенты социального действия.

В качественной парадигме люди не рассматриваются как «продукты» или «жертвы» социального мира. Они рассматриваются как субъекты, которые творчески участвуют в создании мира вокруг себя и придают свой смысл и значение как собственному поведению, так и поведению других.

Большие социальные системы при качественном подходе рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий, в котором общие смыслы и значения устанавливаются и в определенной мере разделяются всеми участниками социального взаимодействия.

Как только количественная методология дает сбой, выручает качественная стратегия.

Качественную социологию называют также субъективной социологией. Следуя традициям Макса Вебера, социолог-качественник выясняет, какие значения придает субъект своему действию.

Качественную социологию называют часто микросоциологией или «фрагментарной», ибо при таком походе внимание концентрируемся на микро анализе конкретных взаимодействий.

Качественные стратегии нередко критикуются по ряду оснований:

1. данные интервью состоят из осмысленных предложений, основанных на интерпретации;

2. особой проблемой является объективность данных качественных исследований. Пр.: диссертация, посвященная образованию. Качественная методология. 5 учителей, 5 качественных интервьюàв росс. школах – коррупция.

Пламер (автор схемы)

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ
Общие теоретические и методологические основы
Реализм феноменология
достоверное, объективное знание релятивизм (сведение имеющегося к чему-то нового)
описание логических связей (корреляция) описание общей картины
Фокус анализа
общее генеральное особенное, частное
классификация, типологизация описание события, случая
центр внимания (ЦВ)-структуры соц институтов, объективность ЦВ-человек с его внутренним субъективным
Исследовательские задачи
дать причинные объяснения концептуализация (в методологической части программы)
Логика анализа
дедукция (от общего к частному) индукция (от частного к общему)
Стиль изложения
жесткий, холодный (строгий, аргументированный-прим.Смирнова) мягкий, теплый (свободный-прим. Смирнова)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: