С приближающимся предметом:
- Вопрос: Видят ли младенцы приближающийся предмет или просто изменение размера этого предмета.
- Младенцы до 2-3 месяцев, обычно двухнедельные.
- Предъявлялись движущиеся предметы, создавшие как зрительные изменения, так и движения воздуха
- Предметы двигались медленно, во время эксперимента фиксировались такие проявления как мигания и другие
- Обязательным условием было вертикальное или полувертикальное положения младенца.
- Результаты: наблюдались четкие защитные реакции:
- Широкое раскрытие век
- Откидывание головы
- Поднимание рук до положения, при котором они оказывались между предметом и лицом.
- Моргания не наблюдалось
- Ответ: восприятия движения реального предмета, связанные со смещением воздуха.
Оптические градиент расширения:
- Использовалось устройство, исключающее изменение параллактических переменных: бинокулярного параллакса и параллакса движения.
- Сохранившейся переменной был оптический градиент расширения, проецирующийся при помощи света на экран.
- Результаты: младенцы обнаруживали защитные реакции в ответ на приближающейся объект. Однако интенсивность была меньше, чем в естественной ситуации.
Увеличение объекта:
- Вопрос: младенцы реагируют на приближающийся объект или просто на его увеличение?
- Один объект был маленьким (куб, сторона 20 см) на расстоянии 8 см.
- Второй объект большой (куб, сторона 50 см) на расстоянии 10 см.
- Их проекции на сетчатку были идентичны.
- первый объект приближался к отметке 8 см, а второй к отметке 20 см, и если бы младенцы отвечали бы на увеличение ретинального изображения, то должны были бы реагировать на два объекта равнозначно.
- Результаты: наблюдался выраженный ответ на маленький объект, более близкий при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект.
- Вывод: младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности.
Эксперимент с кубами:
- Исследования константности размера у младенцев 3-х недельного возраста (исследовалась константность размера у детей 3-х недельного возраста).
- Использовалась методика оперантногообуславливания. Стимулом являлся куб размером 30*30*30 см, расположенный на расстоянии на 1 м.
- Смотрящий на куб ребенок получил положительное подкрепление (Ку-Ку).
- Затем куб предъявлялся на разных расстояниях с кубами других размеров.
- В каждой серии подсчитывалась частота поворота головы ребенка.
- Результат: Проксимальный размер кубов был одинаковым. Ребенок реагировал на физический, а не проксимальный размер.
- Вывод: младенцы реагируют на константность видимого размера.