- На только что вылупившихся цыплят крепили призмы, которые искажали восприятия пространства таким образом, что предметы казались ближе.
- Цыплятки обладают врожденной способностью клевать зерна
- Результат: цыплята промахивались и клевали воздух
- Вывод: нормальные птенцы должны воспринимать расстояния до зерен на земле, в противном случае они были бы не в состоянии управлять своими клевательными движениями.
Э.Гибсон и Р..Уока
- Животное или младенец располагался в центре большого стеклянного листа на непрозрачной площадке.
- Часть стекла покрывала текстурованную поверхность, а вторая часть стекла нависала над полом.
- Результаты: животные избегают «глубокую» сторону, где расположен зрительно обрыв.
- Участия принимали разные зверята, младенцы и зверята, выращенные в темноте, у всех наблюдалось похожая реакция.
- Выводы: врожденное восприятие глубины.
- Влияние культуры на развитие восприятия.
Исследования антрополога Тенбалла, изучавшего жизнь и культуру пигмеев племени Бамбути:
|
|
- Метод: наблюдение
- Тенбалла сопровождал молодой человек из племени Кенж
- Перед Кенжем никогда не открывались виды на большие расстояния, так как пигмеи обитают в джунглях и основное расстояние около 3-ех метров.
- Кенж выехав на равнину и увидев стадо буйлов издалека, спросил, что это за насекомые, а когда услышал в ответ, что это буйволы посмеялся как над глупой шуткой.
- Когда машина приблизилась к буйволам, увеличившиеся размеры Буйволов удивили и напугали Кенжа и он говорил, что это колдовство
- При рассмотрении озера на расстоянии 2 -3 миль, судно на озере казалось Кенжу просто маленьким бревном.
- Вывод: мы обретаем константность восприятия благодаря опыту, культуре, окружающей среды, в которой мы живем.
Экспериментальные данные.
младенцы | животные | Прозревшие слепорожденные | Кросс-культурные исследования | |
Конфигурация (форма) | Врожд. | Врожд. | Врожд. | Врожд. |
Глубина | Врожд. | Врожд. | ? | ? |
Константность | ? | Приобрет. | Приобрет, | Приобрет. |
Основные процессы развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущений.
Перцептивное развитие – любое изменение, происходящее с воспринимающими системами в процессе их роста.
Перцептивное научение – любое прижизненное приобретение новых перцептивных навыков и способностей, обусловленное средой, а не наследственными механизмами.