Афоризмы в юридической науке

Задание 2. В отрывке из научного сочинения по теме «Логи- ко-языковые феномены...» выделите языковые средства всех уровней, характерные для научного стиля. Отметьте употребле­ние разговорных средств, замените их; вставьте пропущенные слова, ликвидируйте многословие.

Нормы права зачастую определяются как «мера», «масштаб», «об­раз» поведения, а последнее время и как «модель поведения». Никто, конечно, не приписывает этим «мере», «масштабу» или «модели» ста­туса материального вещественного феномена, а явно или неявно рас­сматривает их в качестве идеальных объектов (образов). Чаще всего норма права определяется через такое общее понятие, как правило по­ведения. Авторы, стремящиеся идти дальше, определяют, в свою оче­редь, правило поведения (хотя и не совсем адекватно) как суждение или нормативное суждение.

Задание 3. Поспорьте с автором той же работы. Прав ли уче­ный, говоря об образности научной мысли?1 Языковые средст­ва какого стиля анализирует ученый? Проследите смешение стилей в данном тексте. Исправьте текст.

В юридической науке и практике существуют метафоры как отра­жение метафор, содержащихся в языке закона, так и свои собствен­ные. С помощью метафор наука добивается определенной образности, наглядности, доступности научной мысли, а также краткости. Мета­форы зачастую использовали классики марксизма-ленинизма для дос­тижения указанных целей. Вспомните начало «Манифеста Коммуни­стической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммуниз­ма» или известное выражение: «Государство — машина, чтобы угнетать одних другими». «Этой машиной и дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию», — говорил В. И. Ленин в лекции «О государст­ве» и заканчивал: «Мы эту машину отдадим на слом». Или вспомним другое образное выражение В. И. Ленина о том, что рабочему и кре­стьянину никогда не прорваться через проволочные заграждения бур­жуазных запалов.

Задание 4. Прочитайте текст научного сообщения, подготов­ленного студенткой юридического факультета. Обратите вни­мание, как сформулирована цель работы; подумайте, насколько аргументированным и воздействующим является сообщение. Чем это достигается? Выделите структурно-композиционные части сообщения; проследите логику рассуждения: как опреде­ляются понятия, даются суждения и умозаключения. Пронаб­людайте, где и как указан конфликт, на котором построено со­общение; отметьте констатацию, опровержение, доказательст­во, их последовательность в работе; проследите, как создается смысловая градация. Выделите языковые средства, раскрываю­

[1] Для ответа на этот вопрос прочитайте: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. Тема «Научный стиль».

щие объективность и отвлеченно-обобщенность. Укажите сред­ства связи, отражающие подчеркнутую логичность на уровне предложений и их частей, на уровне композиционных частей сообщения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: