Задание 2. В отрывке из научного сочинения по теме «Логи- ко-языковые феномены...» выделите языковые средства всех уровней, характерные для научного стиля. Отметьте употребление разговорных средств, замените их; вставьте пропущенные слова, ликвидируйте многословие.
Нормы права зачастую определяются как «мера», «масштаб», «образ» поведения, а последнее время и как «модель поведения». Никто, конечно, не приписывает этим «мере», «масштабу» или «модели» статуса материального вещественного феномена, а явно или неявно рассматривает их в качестве идеальных объектов (образов). Чаще всего норма права определяется через такое общее понятие, как правило поведения. Авторы, стремящиеся идти дальше, определяют, в свою очередь, правило поведения (хотя и не совсем адекватно) как суждение или нормативное суждение.
Задание 3. Поспорьте с автором той же работы. Прав ли ученый, говоря об образности научной мысли?1 Языковые средства какого стиля анализирует ученый? Проследите смешение стилей в данном тексте. Исправьте текст.
В юридической науке и практике существуют метафоры как отражение метафор, содержащихся в языке закона, так и свои собственные. С помощью метафор наука добивается определенной образности, наглядности, доступности научной мысли, а также краткости. Метафоры зачастую использовали классики марксизма-ленинизма для достижения указанных целей. Вспомните начало «Манифеста Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма» или известное выражение: «Государство — машина, чтобы угнетать одних другими». «Этой машиной и дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию», — говорил В. И. Ленин в лекции «О государстве» и заканчивал: «Мы эту машину отдадим на слом». Или вспомним другое образное выражение В. И. Ленина о том, что рабочему и крестьянину никогда не прорваться через проволочные заграждения буржуазных запалов.
Задание 4. Прочитайте текст научного сообщения, подготовленного студенткой юридического факультета. Обратите внимание, как сформулирована цель работы; подумайте, насколько аргументированным и воздействующим является сообщение. Чем это достигается? Выделите структурно-композиционные части сообщения; проследите логику рассуждения: как определяются понятия, даются суждения и умозаключения. Пронаблюдайте, где и как указан конфликт, на котором построено сообщение; отметьте констатацию, опровержение, доказательство, их последовательность в работе; проследите, как создается смысловая градация. Выделите языковые средства, раскрываю
[1] Для ответа на этот вопрос прочитайте: Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993. Тема «Научный стиль».
щие объективность и отвлеченно-обобщенность. Укажите средства связи, отражающие подчеркнутую логичность на уровне предложений и их частей, на уровне композиционных частей сообщения.