Дизайн-программа как метод решения сложных проектных задач. Структура и этапы разработки дизайн-программы, проектные типологии и классификации

Дизайн-программа — это метод управления проектной деятельностью, направленный на постановку проблем и целей значительного социально-культурного масштаба и сложности, реализация которых связана с длительными сроками, большими затратами, межведомственной кооперацией и ориентирована в конечном счете на формирование крупных многопредметных комплексов, целостных с точки зрения их социально-культурного функционирования. Первая работа такого рода — гигантский по количеству предметов и документации проект «Союзэлектроприбор», разработанный для Министерства электротехнической промышленности СССР в 1980— 1981 гг. Он включал унифицированные электроизмерительные приборы, типовые рабочие места инженеров и техников, спецодежду, графические символы и шрифт, эстетическую организацию производственной среды, где изготавливались эти приборы и где ими пользовались. Фактически проект состоял из нескольких модульных систем, которые должны были стыковаться между собой, — приборов, мебели и среды. Отдельные детали дизайн- программы были приняты к производству. Разработки систем продукции (Электромера, Прома) и систем деятельности (Вторма) дали дизайнерам системы ВНИИТЭ ценнейший опыт масштабных, межпрофессиональных разработок. Несмотря на то, что полное внедрение проектов оказалось невозможным по финансово-экономическим и организационным причинам (начало системного кризиса экономики СССР), материалы этих разработок оказали большое влияние на методологическое и профессиональное развитие дизайна в СССР и РФ.

Итоговый отчет (а фактически - первый в СССР брэндбук) по «Электромере» вплоть до конца 90-х годов был своеобразной «настольной книгой» для разработчиков приборной продукции, корпоративной айдентики, фирменного стиля.

По прошествии лет становится очевидным, что в одних случаях дизайн-программа — единственный способ создания действующей системы. В других — она не может быть жесткой и однозначной (например, проектирование жилого интерьера).

На Западе все, что связано с разработкой графической системы идентификации фирм, получило название «корпоративный стиль» и включало не только логотипы, фирменную документацию, рекламу, но и цвет, шрифт, общее решение интерьеров или витрин, одежду и оформление транспорта. Аналогичная деятельность получила у нас название «разработка фирменного стиля». Фирменный стиль был одной из составных частей крупных дизайн-программ и включал создание знаков и логотипов, пиктограмм, принципы макетирования полиграфической продукции. Официальный идеологический стиль оформления съездов КПСС подразумевал непременные атрибуты — знамена, бюст Ленина, изготавливавшиеся на производственном комбинате Министерства культуры. В дизайнерском обеспечении московской Олимпиады 1980 г. использовались все типы комплексных решений среды — от визуальных коммуникаций до художественного оформления города и стадиона. Визуальная коммуникация была разработана на комбинате прикладной графики Союза художников. Лаконичные графические силуэты фигур, предметов, указательных стрелок, спортсменов, олицетворявших различные виды спорта, отличались мягкостью контуров при сохранении верности традициям информационного дизайна и принципам унификации элементов. В пиктограммах, представлявших символы тех или иных аспектов городской жизни — магазинов, кафе и пр., в информационных и запретительных знаках присутствовали своя сюжетика и юмор.

Второе рождение термина «Дизайн-программа» относится к 2000 годам и связано с деятельностью «молодых реформаторов» (Сергей Кириенко, Борис Немцов) и известного теоретика и менеджера дизайна Вячеслава Глазычева по развитию городов Поволжского региона. Эта работа имела целью активизировать культурные и творческие силы городов региона, создать систему поддержки творческих инициатив, привлечь внимание власти к созданию и развитию современной городской среды. Дизайн-программы

В. Глазычева стимулировали взаимодействие творческих сил региональных городов с коллективами из Москвы и Европы в проведении массовых культурных проектов и мероприятий, а также способствовали организационному становлению инновационного межпрофессионального сотрудничества в городах проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: