Передняя бабка. Многие заводы модернизируют устаревшие ступенчато-шкивные токарные станки для использования их в условиях крупносерийного и массового производства путем установки новой передней бабки упрощенной конструкции.
Например, на одном из ленинградских заводов была спроектирована и изготовлена односкоростная шпиндельная бабка (рис. 21 ), которая на специальной промежуточной плите может устанавливаться на модернизируемых токарных станках различных конструкций.
Привод передней бабки осуществляется через клиноременную передачу непосредственно от электродвигателя мощностью 5,8 или 7 КВТ, сообщающего шпинделю 1500 об/мин.
Передняя бабка состоит из литого корпуса 20 и крышки 2, которая присоединяется к корпусу винтами 9. В центре предусмотрел сапун 5.
Шпиндель жесткой конструкции смонтирован на высокоточных подшипниках качения. В передней опоре установлены два парных конических роликовых подшипника 3 класса А. Регулировка зазора в подшипниках 3, а при необходимости и создание определенного натяга производится гайками 4 через уплотнительное кольцо 19.
|
|
Рисунок 21
Задняя опора состоит из двух радиальных шариковых подшипников 15 класса АВ, которые закрепляются на шейке шпинделя гайкой /3. На заднем конце шпинделя установлен на шпонке 14 приводной шкив и связанный с ним шкивом 12. Последний служит для передачи вращения механизму подач станка..
Между опорами на шпинделе.посредством шпонки 6 и стопора 17 закреплен тормозной шкивом 16, который охватывается двумя тормозными колодками 10. Управление тормозными колодками производится рукояткой 18 (показана на чертеже штриховой линией), расположенной с передней стороны бабки. Рукоятка IS имеет два фиксированных положения: «включено» и «выключено».
С рукояткой 18 связан дисковый кулачок 7, который воздействует на конечный выключатель 5.
При переводе рукоятки 18 из положения «включено» в положение «выключено» сначала происходит отключение электродвигателя, а затем торможение шпинделя.
Фрезерная бабка легкого типа. На заводах широко применяется модернизация горизонтально-фрезерных станков для скоростного фрезерования вертикальным шпинделем. В этом случае используются вертикальные фрезерные бабки с ременной передачей от электродвигателей.
Подобная фрезерная бабка с приводом показана на рис. 22. Корпус 3 жесткой конструкции прикреплен к зеркалу станины. Шпиндель 2 с маховиком 1 получает вращение через клиноременную передачу от вертикального фланцевого электродвигателя, установленного на кронштейне 5. На валу электродвигателя и на конце шпинделя сидят ступенчатые шкивы 7 и 4.
|
|
Рисунок 22
Для переброски ремней со ступени на ступень и для натяжения их кронштейн-салазки 8 с электродвигателем могут перемещаться по направляющим балки 6, установленной на станине вместо хобота. Для перемещения салазок 8 служит винт 10 с гайкой 9.
Шпиндель монтируется на подшипниках качения; в нижней опоре его установлены два конических роликовых подшипника, а в верхней — два шариковых. Подшипники 'смазываются и охлаждаются маслом, которое поступает от насоса по трубопроводу 5 и отводится в резервуар по трубопроводу 11.
Фрезерная бабка тяжелого типа. На ряде машиностроительных заводов широкое применение получили фрезерные бабки среднего и тяжелого типов для модернизации мощных продольно-строгальных и продольно-фрезерных станков устаревших конструкций в целях максимального использования свойств современного режущего инструмента.
На рис. 23показана развертка фрезерной бабки. Шпиндель смонтирован в выдвижной гильзе 2 на подшипниках качения. Закрепление гильзы производится двумя надежными зажимами 4. Вставка 3 служит для предохранения гильзы от проворачивания.
Приводная втулка 7 смонтирована на отдельных конусно-роликовых подшипниках 5 и связана со шпинделем шестишлицевым соединением; она несет на верхнем своем конце массивный маховик 8..
Привод бабки осуществляется от фланцевого электродвигателя мощностью 25 КПД. Конец вала электродвигателя входит на шпонке в полый вал-шестерню 10, передающий вращение через шестерню 9 валу 22 и далее через сменные колеса 21 и 20 шлицевому валу 19.
На валу 19 находится подвижной трехскоростной блок шестерен 16, управляемый поводком 17. Подвижной блок может входить в зацепление с шестернями 12, 15 и 18, жестко закрепленными на полом валу 23. От последнего вращение передается приводной втулке 7 через шестерни 14 —б. Кроме того, от вала-шестерни 10 вращение передается валику, на конце которого закреплен эксцентрик 13, приводящий в действие плунжер масляного насоса.
При условии изготовления специальной каретки в соответствии с размерами направляющих траверсы станка эта фрезерная бабка может быть использована для модернизации различных типов продольно-фрезерных станков, а также при создании специальных торцефрезерных станков.