Процесс самостоятельного мышления (технические приемы)

1. Методологически самостоятельное мышление есть основное условие исследования.

Большинство компилятивных научных работ свидетельствует о недостаточной силе самого процесса мышления. Мышление, как самостоятельное, предполагает две стадии. Одна - это мысль, возникшая под влиянием чтения литературы. Обыкновенно она появляется в результате сравнения литературных мнений по какому-либо вопросу и выражается большей частью в комбинации этих мнений, нередко - как чего-то среднего. Эта мысль, в ее генезисе, чужая, и она в общем мало содействует процессу выработки самостоятельного мышления. Другая стадия - это мысль, возникающая на основании изучения уже собранных источников. Сознание, что зародилась при этом собственная мысль, не только усиливает исследовательский интерес, но и естественно побуждает обратиться позже к литературе, чтобы сопоставить свою мысль с чужой и подвергнуть таким образом ее сравнительной оценке, изменению ли, дополнению ли и т.д.

2. Самый процесс мышления закрепляется, поскольку путем многократного чтения источников (изготовленных карточек) материал укрепляется в памяти. Тогда начинается работа мысли не только за столом (рабочим), но и вне его. При этом условии интерес все более и более усиливается; мысль постоянно обращается к предмету исследования, и весь процесс самостоятельного мышления приобретает нормальный характер. Способность научно мыслить вне рабочего кабинета, с течением времени, обращается в привычку. Оригинальные работы рождаются большей частью в процессе указанного мышления, т.е. вне рабочего кабинета. Мысль вынашивается подобно тому, как женщина вынашивает ребенка, который всегда находится в ней.

3. а) Технически процесс самостоятельного мышления прежде всего требует концентрации внимания на предмете исследования, как уже рожденной мысли, или еще имеющейся родиться (nascitrus). Концентрация же, в ее существе, предполагает свободное течение мысли как бы вокруг одной точки, ее обегающей на самом близком расстоянии. В этом отношении концентрация есть умственное созерцание своей мысли, как бы точки. Час, другой, проведенный в указанном концентрированном состоянии, по законам ассоциации, дает новые сопоставления и создает органический комплекс новых мыслей.

b) Другой технический прием процесса самостоятельного мышления, это - метод контраста.

Здесь не одна уже точка (мысль), а две вращающиеся друг около друга, как противоположные: положительное и отрицательное, да и нет (методологическая полярность в особенности).

с) Третий прием - изменение направления мысли. Поскольку мысль вращается в одном и том же кругу и не дает разрешения вопроса, постольку технически важно, при полной тщетности найти решение, выйти из как бы заколдованного круга мыслей.

Поясним на примере. Так, если по одному и тому же вопросу имеются в мыслях исследователя или в литературе два противоположных решения, и оба неудовлетворительны, то необходимо оставить обе мысли (мнения) и взять другое направление. Представим себе, что человек ходит между двумя деревьями и каждый раз стукается лбом о тот или другой ствол. Он полагает, что блуждает в лесу и все время получает таким образом удары. Стоит только пойти не по прямой линии между двумя деревьями и оказывается, что никакого леса нет.

d) Изменению направления обыкновенно препятствют господствующие понятия и самый строй мышления (mentalité). Между тем, в особенности в исторических исследованиях, строй мышления у древних, как и общие их понятия могут быть совершенно другими, чем у нас. И поэтому там, где, казалось, имелись бы противоречия, нелогичность, окажется, что ни того, ни другого не было у древних при их строе мышления. Здесь мы имеем особый метод включения своей мысли в мысль древних. Технически такому включению благоприятствует чтение источников с остановкой внимания на тех их местах, которые дают в своем содержании нечто необычное для нашего мышления.

2. Итак, технические приемы самостоятельного мышления, как процесса, суть: метод концентрации, контраста, метод изменения направления мысли, метод включения (ментальный метод).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: